Еще в 1722 году Петр I повелел разработать «прожект соединения рек», но осуществить задуманное не успел.
Спустя 100 лет идея Петра обрела вторую жизнь. Построили канал, соединявший реки Сестру и Истру. Но с развитием железных дорог о канале забыли. Теперь о нем нам напоминает лишь озеро Сенеж, которое образовалось во время возведения плотины при строительстве канала.
Строительство канала, соединяющего Волгу с Москвой-рекой, тесно связано с решением проблемы водоснабжения Москвы.
Москва росла и все больше и больше хотела пить.
С 1779 года Москву пытаются напоить из чистых Мытищинских источников. Строят водопровод, по которому вода самотеком попадала из Мытищ в Москву. Но и этого оказалось недостаточно.
Появляется идея брать воду из Москвы-реки и очищать ее. В 1902 году в поселке Рублево на Москве-реке строится Рублевская водопроводная станция (старое название Рублевская водокачка).
Вода из Москвы-реки проходила отстойники, медленные (английские) фильтры и по чугунным водоводам перекачивалась в резервуары на Воробьевых горах, откуда самотеком поступала в магистральные трубопроводы, а из них - в городскую сеть.
Москвичи поначалу сомневались в качестве прошедшей очистку воды из Москвы-реки, но Мечников на личном примере доказал, что вода из Рублевской водокачки пригодна для питьевого водоснабжения Столицы - попивая очищенную воду (без последствий для здоровья), целый день наблюдал за процессами очистки.
К 1930 году потребности Москвы в воде настолько возросли, что Москва была уже готова целиком выпить Москву-реку.
В 1932 году начинается строительство канала между Волгой и Москвой-рекой.
Канал строился не только для обеспечения Москвы водой, но еще и для обеспечения судоходства. В соответствии с максимальными габаритами речных судов того времени принимаются минимальные габариты канала: минимальная ширина по зеркалу воды 85,5 м, минимальная ширина по дну 46 м, глубина 5,5 м.
128-километровый канал построили в 1937 году. Канал несамотечный. Волжская вода на 40 метров поднимается насосными станциями, а потом самотеком спускается в Москва-реку.
В 1947 году, в честь 800-летия Москвы и 10-летнего юбилея канала, каналу присваивается имя Москвы.
Часть 2. Канал имени Москвы.
Отойдя от причала №4 Северного речного вокзала Москвы под «Прощание Славянки» и запустив в небо разноцветные шарики, начался наш круиз.
Путь от Москвы до расположенной в низовьях Волги Астрахани неблизкий и составляет 3571 км. До Волги пойдем по каналу имени Москвы.
Храм Казанской Иконы Божьей Матери в городе Долгопудном.
Самая глубокая выемка на водоразделе между реками Клязьма и Химка. Высота берегов достигает 23,5 м, ширина по верху 140 м. Весь этот грунт удаляли вручную.
Часовня в у микрорайона Павельцево города Долгопрудный.
Автомобильный мост Дмитровского шоссе через канал имени Москвы.
Бывшая паромная переправа №11 на канале имени Москвы.
Нет денег, нет парома.
Электрическая подстанция (ПС) № 231 «Икша-1».
Шлюз №6 канала имени Москвы. Икша. 71-й километр канала. 5-я ступень подъема на высоту 8,1 м. Шлюз №6 строили с 1 апреля 1934 по 5 июня 1937 года.
Архитектор Георгий Густавович Вегман. На башнях шлюза установлены скульптурные фигуры (авторы Р.Р.Иодко, Д.П.Шварц, А.И.Тенита), венчающие колонны, обращенные к камере шлюза, а также мемориальными досками (архитектор Г.Г. Вегман).
Наполнение водой камеры шлюза №6 канала имени Москвы.
Шлюз №6 канала имени Москвы. Укладка асфальта.
Скульптура девушки с корабликом на верхнем бьефе шлюза №5.
На выходе шлюза установлена скульптура девушки с парусником, символизирующая р.Волгу и плывущие по ней суда. Автор работы скульптор Ю.А.Кун. Такая же скульптура установлена при входе в парк Северного речного вокзала Москвы.
Шлюз №5 канала имени Москвы.
Перепад уровней воды между нижним и верхним бьефом 6 метров.
Архитектор Д.Б.Савицкий.
Насосная станция у шлюза №5.
Электроподстанция (ПС) №232 «Икша-2» гидротехнических сооружений шлюза №5, насосная станция.
Шлюз №5 канала имени Москвы. Вид со стороны нижнего бьефа.
Шлюз №4 канала имени Москвы.
Архитектор Александр Леонидович Пастернак. Поднимает и опускает суда на 8 метров.
Насосная станция и шлюз №4 канала имени Москвы.
Яхромский железнодорожный мост Савеловского направления через канал имени Москвы. Высота 14 метров от НПУ.
Между ходовой рубкой и мостом всего несколько см.
Шлюз №3 канала имени Москвы.
Архитектор В.Я.Мовчан. Перепад уровней воды между нижним и верхним бьефом 8 метров. Башни шлюза украшают декоративные модели корабли-каравеллы Колумба "Санта-Мария", созданные из красной меди. На этом участке канал был рубежом обороны во время битвы под Москвой в декабре 1941 г.
Канал имени Москвы ночью.
Удивительно, но шлюзы №2 и №1 мне все никак не удается запечатлеть.
Вот и повод пройти по КиМу еще раз :)
Читать дальше.
Часть 2,5. Теплоход «Сергей Кучкин». Детали. Все части рассказа о круизе с 12 по 30 августа 2010 года по маршруту Москва - Астрахань - Москва на теплоходе «Сергей Кучкин».
Часть 1.
Северный речной вокзал.Часть 2. Канал имени Москвы.
Часть 2,5.
Теплоход «Сергей Кучкин». Детали.Часть 3.
Углич.Часть 4.
Мышкин.Часть 4,5.
Питание на теплоходе «Сергей Кучкин». Завтрак.Часть 5.
Ярославль.Часть 6.
Кострома.Часть 6,5.
Внеплановая.Часть 7.
Плёс.Часть 8.
Нижний Новгород.Часть 8,5.
Теплоход «Михаил Фрунзе».Часть 9.
Козьмодемьянск.Часть 10.
Чебоксары.Часть 10,5.
Питание на теплоходе «Сергей Кучкин». Обед.Часть 11.
Казань.Часть 12.
Ульяновск.Часть 12,5.
Дизель-электроход «Композитор Глазунов».Часть 13.
Самара.Часть 14.
Усовка.Часть 14,5.
Теплоход «Сергей Кучкин». Машинное отделение.Часть 15.
Саратов.Часть 15,5.
Питание на теплоходе «Сергей Кучкин». Ужин.Часть 16.
Волгоград.Часть 16,5.
Мероприятия на борту теплохода «Сергей Кучкин».Часть 17.
Ахтуба.Часть 17,5.
Встречи на воде.Часть 18.
Астрахань. Ещё.
Речные круизы, прогулки по рекам, речные мероприятия.