То и дело слышишь от родителей: «Мой ребенок - гуманитарий!» И обрадованное чадо подхватывает: «Да, я - гуманитарий! И математика (а также физика, химия, биология, география, информатика) - это не моё! А еще я не люблю историчку - у нее голос визгливый, и она ко мне придирается. От физры я освобожден(а). С обществоведом у меня конфликт - ему, видите ли, моя прическа не нравится». Так кто же он, этот наш ребенок, и есть ли он вообще в образовании? И есть ли у него хоть какое-то образование? И что такое «гуманитарий»?
Великий исследователь, которого принято относить к столпам гуманитарности, в своей замечательной книге «Этногенез и биосфера Земли» сущность этого термина рассмотрел. В давние-давние времена, при Аристотеле и после него науку понимали как объяснение всего сущего подбором цитат из Библии и Аристотеля (ввиду его богоподобного величия мыслителя). Но время шло, исследование мира развивалось, появились эталоны авторитетных исследователей - Плиний, Архимед и многие другие. И на них тоже начали ссылаться. Теперь наукой стало объяснение всего сущего подбором цитат из Библии, Аристотеля и … людей. Наука в этом понимании стала «человечной». «Гуманус» - «человечный», поэтому такой подход был назван «гуманитарным». Там же Гумилев отмечает, что в эти времена и позже оригинальные исследования (не цитатничество) назывались «естественными», чего бы они ни касались - физики, истории или языка. Так что исторически «гуманитарность» (по Гумилеву, а с ним, как с главным гуманитарием с точки зрения обывателя, не поспоришь) - это просто и всего лишь цитатничество. Если проследить за кульбитами современных «гуманитариев», так оно и есть.
Гуманитарии, по-видимому, почувствовали себя неуютно в научной среде, и, как водится в таких случаях, создали «свою науку». Более того - «свои науки», много своих наук. Интересно, а вообще-то сколько существует наук? С детьми на уровне пятого класса рассматривается такая метафора, приведенная в книге «Технология интеллектуального образования» (стр. 41).
Как только мы сталкиваемся с принципиально новым для нас явлением, к нему тут же протягиваются «ручки», которые «ощупывают» предмет нашего интереса.
- «Оно живое!» - говорит первая «ручка».
- «Оно из Северной Африки!» - говорит вторая.
- «Его впервые обнаружили и описали в период правления Тутанхамона!» - подхватывает третья.
- «Оно имеет форму правильного шестиугольника!» - четвертая.
Первый вопрос: «Откуда эти «ручки» протянулись к явлению?»
Дети, которых, как правило, заинтересовывает этот рисунок, живо реагируют на вопрос, и либо отвечают: «Из головы!», «Из мозга!» либо делают соответствующий жест, заменяющий (дублирующий) такой ответ.
Второй вопрос: «Как называются эти «ручки»?»
Дети безошибочно и дружно отвечают: «Биология!»; «География!»; «История!»; «Математика!»...
Третий вопрос: «А то, что узнали эти «ручки», собирается в отдельные емкости или в одну, общую?»
Ответ: «Конечно, в общую!»
Эта общая емкость и называется наукой. Она едина и единственна. Даже дети с легкостью приходят к самостоятельному выводу, что «ручки» вырастают из науки, следовательно, являются ее отраслями.
На уровне словаря для аспирантов: «Наука - важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности, лежащая в основе развития современной цивилизации, ориентированная на получение истинного знания об окружающем мире и самом человеке, которое можно воплотить на практике». А раз она, наука, одна-единственная, то и структура ее одна и та же при рассмотрении любых явлений, и язык один. Это подтвердило специальное исследование профессионального мышления докторов наук, описанное в той же книге («Технология интеллектуального образования»). Так что «гуманитарность» в обывательских декларациях - чаще всего просто способ ухода личности от ответственности перед собой и перед обществом за свою в лучшем случае однобокость, в худшем - несостоятельность. Впрочем, это одно и то же. Особенно если это навязывается другим людям, вызывая их однобокость и несостоятельность.
Закон об образовании и основанный на нем стандарт четко и ясно требуют научности общего образования. В таком случае попытки расщепления науки на секции (или секты?) являются как минимум неправомерными. Пропаганда этого расщепления в образовательной среде, ломающая представления детей о научном познании, об устройстве мира, о единстве общего образования как культурной основы существования современного человека (да и человечества) - просто преступна и, по-хорошему, должна преследоваться по закону. Ведь в итоге ломаются судьбы детей, становящихся впоследствии недообразованными, а то и вовсе необразованными недоучками с серьезно урезанными возможностями.
Как сейчас выглядит результат «гуманитарного» образования? Не надо далеко ходить, глянем на телеэкран. Было такое дивное телешоу - «Безумно красивые». По-видимому, оно было умышленно создано для демонстрации достигнутого в обществе уровня того, что выдающийся психолог Марина Александровна Холодная назвала «функциональной глупостью». Пара блондинок в студии позиционирует себя (дословно!) как гуманитарии. Опять же дословно: «Математика, физика и химия - это не моё!» Им задается вопрос: «Где находится государство Израиль?» Одна из них говорит: «Я там была, но не знаю, где это». После долгих обсуждений и рассуждений (!) выясняется, что государство Израиль находится на юге Северной Америки.
Кем бы ни были по профессии эти милые девушки (они - обладательницы «высшего образования», гуманитарного, разумеется), хотели бы вы иметь с ними дело как со специалистами? С врачами, например? Или с юристами, экономистами и пр. и др.? Дело не в том, что это блондинки. Молодые люди им не уступают. В не таком уж далеком прошлом они все объединялись одним именем нарицательным - митрофанушки. Кстати, классический Митрофанушка сегодня не так уж и фантастичен. Просто он - гуманитарий. С раннего детства, а затем - из профильного класса профильной гимназии профильного образования, отщепившегося от образования общего.
Так гуманитарий ли ваш ребенок? Хотите ли вы видеть своего ребенка таким «гуманитарием» (с последующей судьбой, разумеется)?