Что нам вся жизнь - игра!
Кредо каталы
Встретил я как-то в магазине известного педагога с романтической фамилией, украшенного степенями и регалиями. Поговорили. Похвастались достижениями. И сказал он мне человеческим голосом вот что. Придумал он, оказывается, карты. Как и положено педагогу - игральные. Но не простые. Дети у него в начальной школе играют в эти карты на уроках математики и, представьте себе, представьте себе - «усваивают арифметику»! Ну, совсем как огуречки! Тут, понимаете ли, организаторы и вдохновители нашего прогресса - от председателя кабинета до владельцев губернаторских кабинетов и, естественно, ниже, без сна и отдыха пекутся о формировании инженерного мышления на уровне детского сада и уж подавно - начальной школы. Процесс спекания идет, а продукта всё нет. А всего-то делов - научить детей играть в «инженерную буру» или «инженерное очко» (преферанс или бридж - это как-то слишком оторвано от производства). И всё будет в порядке. Мастера «буры» и комбинации «туз-десятка» всегда задавали тон в местах лесоповала. Хотя сами и не работали (не та масть!), но страна в деле лесоповала была недосягаема. Да, как-то прошляпили наши педагоги формирование картёжного (тьфу ты, я хотел сказать - инженерного) мышления.
Ну, пошутили - и хватит. Какова же на самом деле роль игры в образовании и, главное, в процессе образования? Как связан игровой характер процесса с игровым характером результата?
Как уж у меня заведено, давайте сначала разберёмся, о чем это мы.
Образованием называется процесс и/или результат создания и осознания личностью своего образа.
Учением называется процесс приобретения и закрепления способов деятельности индивида.
Пониманием называется процесс постижения сущности явлений окружающего мира и внутреннего мира человека.
Игрой называется процесс имитации той или иной целенаправленной деятельности человека, умышленно исключающий ответственность конкретного человека за результат имитируемой деятельности.
Из всего этого следует, что процесс приобретения способов деятельности не может быть игровым, поскольку для успешной реализации этих способов необходимо понимание их сущности. А это связано с ответственностью сторон процесса учения. Обучающий отвечает за содержание и качество трансляции (перед обучающимся и обществом в целом), а обучающийся - перед обществом, которое оказывается в зависимости от его, обучающегося, понимания того, что он делает этими способами. Тут уже не до игры: как говорят специалисты по лесоповальным карточным играм, «за базар надо отвечать». А необходимость понимания исключает игровой подход, поскольку оно строится исключительно на основе технологии адекватного (а именно - научного) продуктивного мышления, регламентированного законами психофизиологии деятельности мозга. Наверное, лётчик в процессе обучения должен получить всё же научное представление о полете самолета и функционировании его систем, а не ограничиваться эмоциональными состояниями, порождёнными игрой в Икара и Дедала.
Другое дело - закрепление способов деятельности. Прежде, чем допустить новоявленного летчика к ответственности за свою и инструктора жизнь, а также за дорогостоящую летающую технику, его надо крепко погонять на тренажёре. А это уже игра. Ну, врежется на первых порах несколько раз в поверхность планеты Земля, так ведь жив останется. И не посадят за это. А посадят опять за штурвал или ручку тренажёра - играть, пока в игровой практике не закрепит технологически полученное понимание сущности.
Ну, а образование - совсем другое дело. Вы хотите лететь в самолете, которым управляет личность, сформировавшая свой образ как образ летательного игрока? Конечно, нет! Летательный игрок ввиду безответственности обеспечит вам летальный исход полёта. Себе, конечно, тоже, но это, согласитесь, слабое утешение. Здесь не до игрушек и игр: слишком много поставлено на карту. И не хотелось бы, чтобы это была карта упомянутого педагога.
Так вот. Пусть уж дети сначала поймут, что такое число (а то они в большинстве своем полагают, что «число - это цифра»). Потом пусть узнают про структуру числа. И все это - на уровне понятий. Не определений понятий (как-никак - допонятийный период), а именно понятий (у Выготского всё про это сказано). А то ведь понятийно не наполненное слово, согласно тому же Выготскому, «есть звук пустой». И теперь пусть дети, играя, считают всё, что лежит, висит, ползает, шевелится и т.д. Вот закрепят в игровом режиме всё про число - перейдём к операциям над числами. Поймут дети, что такое сложение, вычитание, умножение и деление. Именно сущность операций поймут, без всяких там игрушек. Всё так же на уровне понятий. Вот после этого - играй не хочу: в магазин, в банк, в карты, в овцеводство и защиту правопорядка … Так, глядишь, и закрепится арифметика. А вместе с достигнутым технологически пониманием - усвоится. Без понимания же любая карта бита. И вместе с ней - образ. Жизнь надаёт по образу по первое число, и мало не покажется. Карточный долг, как известно - свято.