Запись опубликована
frizze.org в в эфире .. You can comment here or
there.
В октябре ушел из жизни Семенов Илья Петрович. Шел ему 88 год.
В Дубне его многие знали. Он был первым председателем Ассоциации жертв политических репрессий, отличался активной жизненной позицией, слыл острословом и шутником. А ведь в жизни ему много горя досталось.
Подружились мы с ним лет 15 назад. Мне, журналисту, он рассказывал о проблемах только что созданной общественной организации, надеялся с помощью печатного слова их разрешить. Тогда же от него узнала, что он отбывал срок в ГУЛАГе. Посадили его совсем молодым, как он выразился, за анекдот. Об ужасах, что видел и сам пережил, рассказывал скупо, а вот о том, как влюбился ТАМ в свою будущую жену, о том, какие незаурядные личности его ТАМ окружали, говорил много и с удовольствием. В браке он был счастлив, жену и дочь обожал. А еще очень любил Москву, где родился и рос, и откуда его в годы репрессий выселили как политически неблагонадежного.
Когда он вернулся из лагеря, долго не мог найти работу, но потом повезло: устроился на киностудию ЦСДФ, в отдел документальной хроники. Снимал, как сам с улыбкой рассказывал, приезды-отъезды больших людей из правительства, подписание важных бумаг и охоту-рыбалку после таких подписаний. С той поры он очень полюбил кино- и фотосъемку и не расставался с объективом. А еще он был влюблен в горные лыжи и в свою любимицу - моторно-парусную яхту, которую построил и оснастил собственными руками. На этой яхте он избороздил немало внутренних морей России и даже проводил экспедиции по заданию одного из столичных НИИ, в котором работал последние годы перед выходом на пенсию. В 1993 году все оборвалось: Илья Петрович потерял ногу. Я с ним познакомилась уже тогда, когда это произошло. На инвалида он не был похож, сначала освоил костыли, потом стал водить «Оку» и продолжал вести бурную общественную жизнь. Благодаря его хлопотам появился памятный крест на месте братской могилы «зеков» в сосновом бору возле Ратмино. И продолжал добиваться строительства центра-музея, посвященного жертвам репрессий и строителям канала, на месте, где постамент Сталина. В том числе и благодаря его стараниям в Дубне установили памятный камень возле часовни на кладбище на Большой Волге, куда теперь могут прийти все те, кто потерял в годы репрессий родных или пострадал сам. Сейчас в дубненской Ассоциации жертв незаконных репрессий остались лишь дети репрессированных. Илья Петрович Семенов был последним, кто отбывал срок в советском концлагере.
А еще Илья Петрович писал рассказы и стихи. Вот одно из них. Возможно, оно больше, чем эта заметка, расскажет об этом удивительном человеке.
Не разглядел я в дымчатом кристалле
Судьбы своей внезапный поворот,
В каком-то призрачном тумане
Свершился жизни разворот.
Теперь я должен странно жить,
Не обернувшись, уходить,
И, не расслышав, соглашаться,
Как будто видно мне иное,
К чему запретно прикасаться.
И сколько граней повернуть
Осталось в дымчатом кристалле,
Я не узнаю никогда, когда придет пора расстаться…