Помните, у Марка Твена в одном из рассказов был отрицательным героем сын работорговца? Тот школьник владел собственной мини-живодёрней, на которой забивал котят и щенков… Когда я читал тот рассказ 25 лет назад, я подумал, что американцы, должно быть, были в то время совсем дикими людьми, раз у них были игрушечные бойни для домашних животных. Сейчас я предполагаю, что Марк Твен просто выдумал этот штрих, дабы сразу показать юному читателю, кто здесь главный негодяй.
В наше время, конечно, представить такого рода игрушечную скотобойню в цивилизованной стране совершенно невозможно. В России, например, специально для живодёров-любителей предусмотрена специальная уголовная статья, наказание по которой составляет до двух лет лишения свободы. Вместе с тем иногда в нашей жизни попадаются довольно странные… эпизоды, глядя на которые невольно начинаешь задумываться об Окнах Овертона и о границах, которые должен устанавливать себе порядочный человек.
Перейду к конкретике. Вчера в Живом Журнале я прочёл статью о компьютерной игрушке, в которой нужно медленно убивать человека. Суть такова: пользователь играет за вредные привычки и болезни. В начале заводится подопытный человек, игрок даёт ему имя. Дальше нужно поражать человека разнообразными болезнями (от астмы до инсульта), а также прививать ему вредные привычки (от ожирения до наркомании). Можно подменять «пациенту» настоящие лекарства на пустышки, а ещё можно внушить жертве страх перед людьми в белых халатах.
Цель - как можно быстрее свести несчастного в могилу. Сделано всё довольно натуралистично: указаны настоящие болезни, изображены узнаваемые органы, нарисованы схемы кровообращения, нервов, мышц и тому подобных человеческих компонентов.
Идея игры сразу показалась мне довольно странной: вряд ли здоровый человек будет испытывать большое удовольствие от медленного убийства людей, пусть даже и существующих только внутри компьютера.
Конечно, я учёл, что у игры есть явный обучающий подтекст: игровой процесс довольно жуток, поэтому игрок, возможно, даже задумается о том, чтобы следующий раз порезвее добежать до поликлиники в реальной жизни. Однако всё равно - впечатления от игры у меня остались самые неприятные, и я даже обрадовался, когда пациент вырвался из моих недостаточно цепких лап и был в последний момент спасён бригадой реаниматологов.
Если бы я был конспирологом, я бы вспомнил аналогичный странный сюжетный ход в другой компьютерной игре - пытки азербайджанца в GTA V. Для тех, кто пропустил этот эпизод, вот фрагмент игрового процесса, собственно пытки начинаются с отметки 7:15, строго 18+:
https://www.youtube.com/watch?v=eVL6vMoh5Cc В GTA 5, кстати, тоже можно было бы подвести под эту историю педагогическую мораль - дескать, пусть игрок убедится, что благородных бандитов не бывает, и что им регулярно прихидся совершать крайне некрасивые поступки. Однако, пожалуй, понятно и без лишних объяснений, что игра должна приносить удовольствие, а учить человека извлекать удовольстве из пыток и медленных убийств - крайне сомнительная затея.
Кстати, вы в курсе, что в США - в кузнице такого рода жути - довольно строго следят за политической корректностью не только фильмов, но и компьютерных игр? Цитирую:
http://pikabu.ru/story/zapreshchyonnyie_nastolnyie_igryi_4616882 Американская игра под названием «Нафига горбатиться?» сделана по типу «Монополии». Но никаких банков, заводов, пароходов игроки не покупают. Просто одни играют за честных работяг, которые пашут от зари до зари за одну зарплату, а другие играют за тех, кто живёт на всяческие пособия. Симулятор тунеядца, так сказать. Причём изюминка игры в том, что пособия «тунеядцу» платятся за счёт денег заработанных «работягой».
Игра появилась в магазинах в конце восьмидесятых и сразу же стала хитом продаж. Но тут же возникли возмущения общественности. Той её части, которая и живёт на разные пособия. А эта общественность в США очень многочисленна. И все как один - активные избиратели.
Вобщем игру запретили, чтобы не разжигала ненависть к социальной группе «тунеядцы»
Я знаю, сейчас кто-нибудь непременно назовёт меня ханжой и скажет, что я застрял в XX веке, а об играх сужу как пенсионер - по «тетрису» и «косынке». Не надо, я много лет уже изучаю компьютерные игры, стараясь ежедневно уделять хотя бы по часу этой увлекательной исследовательской работе. Довольно часто мне попадаются игры плохие, скучные, непродуманные, испорченные жадными разработчиками или морально устаревшими. Однако игр, в которые мне было бы физически неприятно играть, я практически не припомню.
Тот же «Ведьмак», например, также весьма жуток - в нём игроку регулярно приходится делать сложный моральный выбор из нескольких плохих вариантов. Однако там герой, по крайней мере, имеет какие-то убеждения и пытается остаться человеком в разрушенном войнами мире.
В игре про уморение человека болезнями расклад в корне иной… повторюсь, можно было бы найти целую кучу оправданий для этого сюжета. Вспомнить, например, что на крупных производствах есть специальные люди, работа которых заключается в планировании разного рода диверсий. Эти люди постоянно находят новые способы навредить производству, и на основе их идей потом дополнительно защищают самые слабые и самые интересные потенциальным террористам места.
Однако всё же задачу популяризации здорового образа жизни можно было бы решить совсем по-другому. Скажем, напрашивается идея позволить компьютеру играть за дурные привычки и за болезни, а человеку, напротив, сражаться за здоровье персонажа, пытаясь оттащить его подальше от края могилы. Обучающий результат был бы, думаю, даже лучше - ведь в реальной-то жизни мы именно за пациентов и играем.
Вместо подведения итога замечу, что наше государство и наши общественные организации очень напрасно считают компьютерные игры чем-то несерьёзным. В своё время СССР промахнулся с кибернетикой, потом современная Россия чуть не упустила момент, когда интернет начали использовать в качестве оружия против нас. Будет грустно, если эта ошибка повторится очередной раз и с компьютерными играми.
Обновление. Я определённо везучий человек. Госпожа Мизулина выдвинула идею ввести возрастную маркировку для компьютерных игр. Теперь мне до конца жизни не отмыться от обвинений в зацензурировании интернета на пару с этим знаменитым депутатом. Далеко не все сообразят, что Елену Мизулину побудила высказаться псковская трагедия, о которой в момент публикации моей статьи известно ещё не было:
https://lenta.ru/news/2016/11/14/ohshiet/ В своё оправдание скажу, что я против попыток государства ограничить компьютерные игры по одной простой причине. Лобовые ограничения на уровне "запретим стрелялки" будут играть против российской игровой индустрии, тогда как чуть ли не единственный способ защититься от "неправильных" игр -- это делать при поддержке государства правильные игры.