Приятно наблюдать, как в России теряют под ногами почву казалось бы неприкасаемые вымогатели. Недавно несмотря на все визги западной общественности арестовали рейдеров из Greenpeace. А на выходных крепко взяли за задницу шереметьевский профсоюз.
Как мы знаем из фильмов, на Западе профсоюзы - это такие бандиты, которые требуют от владельцев предприятий денег, угрожая устроить в случае отказа забастовку. При этом владельцу предприятия на Западе нередко приходится, как в известной цитате, «платить и взятки и налоги». То есть, не только повышать зарплату рабочим, но и выплачивать дань профсоюзным лидерам.
В результате такой политики вымогательства предприятия зачастую или разоряются или переносят производства в Азию - что в конечном итоге больнейшим образом бьёт по вылетающим на улицу сотрудникам. Характерным примером достижений профсоюзного движения можно назвать агонизирующий Детройт: бывшую автомобильную столицу США.
Также существенным источником доходов для профсоюзных лидеров является торговля голосами на разного рода выборах. Это, опять-таки, не идёт обществу на пользу.
Так вот. Есть компания «Аэрофлот», в которой пилоты зарабатывают по 300-400 тысяч рублей в месяц. Есть так называемый Шереметьевский профсоюз лётного состава (ШПЛС), который на протяжении двадцати лет так и не смог договориться ни с одним руководством «Аэрофлота». Не смог, хотя, в общем, именно поддержание рабочих отношений с руководством фирмы - это и есть главная задача нормального профсоюза.
На днях этот профсоюз всё же попался на горячем.
Началось все с того, что «Аэрофлот» с подачи этого самого ШПЛС обязали выплатить лётчикам за ночные переработки в районе миллиарда рублей. Авиакомпания к этим выплатам терпеливо приступила: хотя получающие там по 300-400 тысяч рублей пилоты и не очень похожи на угнетённых пролетариев.
Тут на пороге возникли лидеры профсоюза и с хитрыми улыбками предложили «Аэрофлоту» сэкономить. Заплатить не миллиард рублей, а всего 100 миллионов рублей. И не тысяче лётчиков, как планировалось, а только нескольким десяткам самых заслуженных. Но не напрямую, а через ШПЛС - чтобы лидерам профсоюза был интерес работать. Профсоюзные боссы убеждали «Аэрофлот», что по своим каналам могут решить вопрос с лётчиками.
Это, кстати, ещё раз доказывает, что интересы пилотов занимают профсоюз в последнюю очередь. Основная его цель заключалась в том, чтобы узкий кружок лиц набил себе кошельки оранжевыми купюрами.
Разумеется, все эти переговоры о снижении выплат представители ШПЛС предпочитали проводить кулуарно и полусекретно. При этом, как положено по законам жанра, была и некоторая доля шантажа: профсоюз угрожал в случае несогласия с его предложением опубликовать в СМИ какой-то компромат на руководство «Аэрофлота».
«Аэрофлот» решил не работать с шантажистами и обратился в полицию. После переговоров с вымогателями сумма взятки была снижена до 30 миллионов рублей. Но в этот момент все разговоры уже прослушивали оперативники. Первый транш - 10 миллионов - был помещён в банковскую ячейку. Рыба клюнула, и на выходе из банка с поличным были задержаны исполнительный директор и вице-президент профсоюза:
http://www.kommersant.ru/doc/2324621 Это статья 159 УК РФ, часть 4. Мошенничество в особо крупном размере.
Подозреваемые в показаниях путаются. На сайте профсоюзной газеты «Солидарность», например, сказано, что в банковской ячейке должны были лежать документы по коллективному договору, и руководители профсоюза просто приняли 20 пачек пятитысячных купюр весом 2 килограмма за пакет документов из 20 страниц:
http://www.solidarnost.org/news/news_2423.html Для понимая масштабов - на фотографии к посту вдвое меньшая сумма, 5 миллионов. Вполне очевидно, что трезвый человек перепутать две здоровенные упаковки денег с документами не может никак.
Задержанный Алексей Шляпников выдвигает иную версию. Он признаёт, что найденные у него 10 миллионов были платой за молчание, однако утверждает, что они предназначались не ему, а какому-то пилоту, который судился с «Аэрофлотом», и которому «Аэрофлот» вот таким экстравагантным образом - через банковскую ячейку - якобы внезапно решил заплатить за положительные отзывы о компании:
Выглядят эти версии, мягко говоря, неубедительно. Шантажисты попались с поличным: теперь, похоже, про вымогательство со стороны профсоюза можно будет надолго забыть.
И это, я считаю, хорошо. Как показывает опыт, профессиональные борцы с коррупцией, профессиональные борцы за экологию и профессиональные борцы за права трудящихся используют в своей работе одни и те же нехитрые приёмы. Сначала наехать, а потом потребовать у жертвы плату за спокойную жизнь.