Учебник логики (глава 17)

Sep 16, 2007 22:06

Я обещал рассказать, как ребёнка пугали крысой. Свершилось это злодеяние в далёком 1920-м году.

Две сволочи в белых халатах, Джон Ватсон и Розали Райнер, ставили эксперимент на маленьком сироте Альберте, которому в то время было около года.

Вначале учёные разрешали Альберту играть с белой крысой, и Альберту эта игра доставляла большое удовольствие. По прошествии нескольких недель психологи приступили к основной части эксперимента.

Райнер подносила к Альберту его крысу, а Ватсон, который стоял в это время за спиной Альберта, ожидал, когда Альберт протянет к крысе руку. Дождавшись реакции Альберта, Ватсон начинал что есть дури бить по металлической пластине, издавая мерзкие звуки.


После того, как этот гнусный опыт был повторён несколько раз, Альберт начал бояться крысы до судорог. Стоило экспериментаторам только показать крысу издали, как Альберт тут же уползал от неё со страшной скоростью.

Более того, впоследствии маленький Альберт (а именно так назвали свою жертву учёные упыри) боялся не только крыс, но и остальных белых пушистых вещей. Таких как подушки, борода Деда Мороза и сахарная вата.

Любопытные могут набрать в Гугле "Little Albert experiment" и узнать о дальнейшей судьбе запуганного ребёнка.

Вообще, по моим наблюдениям, старый хитрец Фрейд был прав, когда говорил, что значение детских лет сложно переоценить.

Например, мне в детстве запрещали есть сладкое. И, разумеется, когда я находил коробку конфет, я сжирал её на месте, вплоть до последней конфеты. Будучи аккуратным ребёнком, пустую коробку я закрывал и ставил на место.

Когда исчезновение конфет становилось известным, меня укоряли: "Что же ты, Фриц, сожрал всё подчистую -- почему ты не оставил нам ни одной конфеты?".

Прошли годы. Сейчас, когда я нахожу что-нибудь действительно вкусное, я также сжираю его "под корень". Однако теперь я всегда оставляю хотя бы одну конфету/кусочек торта/ложку салата.

Окей. Вернёмся к Челпанову и его силлогизмам. Сегодня снова будут простые и понятные вещи.

Глава 17. Сокращённые и сложные силлогизмы.

Сокращённые силлогизмы

Склонные к размышлениям люди в обычной жизни общаются именно сокращёнными силлогизмами. То есть, такими силлогизмами, в которых выпущена или одна из посылок, или заключение.

Эти "обрезанные" силлогизмы называются энтимемы. Возьмём, например, такой силлогизм:

П1: Все мотоциклисты -- отморозки.
П2: Гоша -- мотоциклист.
З: Гоша -- отморозок.

Три энтимемы к этому силлогизму будут выглядеть так:

Энтимема. Вид 1

Гоша отморозок, так как он -- мотоциклист.

Пропущена посылка "все мотоциклисты -- отморозки".

Энтимема. Вид 2.

Гоша -- отморозок, так как все мотоциклисты -- отморозки.

Пропущена посылка "Гоша -- мотоциклист".

Энтимема. Вид 3.

Все мотоциклисты отморозки, а Гоша -- мотоциклист.

Здесь пропущено заключение -- "Гоша -- отморозок".

Кстати, этот вид энтимемы довольно убедителен в беседе. Например:

-- Вано, знаешь, сейчас менты совсем озверели, если без регистрации попадёшься -- отберут все деньги, да ещё и тумаков дадут. А у тебя ведь, Вано, регистрации нет как нет.
-- Что ты хочешь этим сказать?
-- Да нет, ничего. Ты мужчина взрослый, сам решай -- покупать тебе у меня регистрацию за 1 000 рублей, или не покупать.

Убедительность достигается за счёт того, что даём возможность собеседнику подумать самостоятельно. Наш партнёр по общению делает вывод самостоятельно и, соответствено, доверяется своему собственному выводу.

Эпихейрема

Эпихейрема -- это такой силлогизм, в обе посылки которого входят энтимемы. Вот схема эпихейремы:

П1: M есть P, так как оно есть N.
П2: S есть M, так как оно есть O.
З: Следовательно, S есть P.

А вот пример эпихейремы:

П1: Учителей физкультуры следует на всякий случай кастрировать, так как они работают с детьми.
П2: Геннадий -- учитель физкультуры, так как он носит свисток и треники.
З: Геннадия следует на всякий случай кастрировать.

Перейдём теперь к сложным силлогизмам.

Полисиллогизмы

Полисиллогизм -- это несколько силлогизмов, объёдинённых в один. Как правило, именно полисиллогизмами беседуют учёные.

При этом в паре из двух соединённых силлогизмов первый называется "Просиллогизмом", а второй -- "Эписиллогизмом". Вообще, греческие приставки "про-" и "эпи-" означают примерно то же самое, что и русские "пре-" и "после-". Например, пролог -- это предисловие, а эпилог -- послесловие.

Вот типичный полисиллогизм, состоящий из двух частей:

Просиллогизм. П1. Все омоновцы -- садисты.
Просиллогизм. П2. Охранники на концертах -- омоновцы.
Просиллогизм. З. Охранники на концертах -- садисты.

Эписиллогизм. П1. Охранники на концертах -- садисты.
Эписиллогизм. П2. Муж Танечки работает охранником на концертах.
Эписиллогизм. З. Муж Танечки -- садист.

Есть два типа полисиллогизмов. Прогрессивные и регрессивные.

Прогрессивные полисиллогизмы

В прогрессивных полисиллогизмах наша мысль движется от более общего к менее общему. То есть, от утверждения "Люди смертны" мы движемся к утверждению "Ассенизаторы смертны".

Например:

Просиллогизм. П1. Все животные прожорливы.
Просиллогизм. П2. Человек -- это, прежде всего, животное.
Просиллогизм. З. Люди прожорливы.

Эписиллогизм. П1. Люди прожорливы.
Эписиллогизм. П2. Сергей Кужугетович Шойгу -- человек.
Эписиллогизм. З. Сергей Кужугетович Шойгу -- прожорлив.

Регрессивные полисиллогизмы

В регрессивных полисиллогизмах мы, наоборот, движемся от менее общего к более общему. От утверждения "Ассенизаторы -- люди" к утверждению "Ассенизаторы -- смертны". Например:

Просиллогизм. П1. Оружие -- это предмет для уничтожения человека.
Просиллогизм. П2. Любовь -- это оружие.
Просиллогизм. З. Любовь -- это предмет для уничтожения человека.

Эписиллогизм. П1. Предметы для уничтожения человека должны быть под контролем государства.
Эписиллогизм. П2. Любовь -- это предмет для уничтожения человека.
Эписиллогизм. З. Любовь должна быть под контролем государства.

Сориты

Сорит -- это цепочка из нескольких сокращённых силлогизмов. Если при сокращении силлогизмов мы выпускаем меньшую посылку, у нас получается Аристотелевский сорит. Если мы выбрасываем большую посылку -- у нас получается Гоклениевский сорит.

Возьмём, например, вот такую цепочку несокращённых силлогизмов:

П1: Все гопники курят.
П2: Все учащиеся техникумов -- гопники.
З: Все учащиеся техникумов курят.

П1: Все курящие люди расточительны.
П2: Все учащиеся техникумов -- курящие.
З: Все учащиеся техникумов -- расточительны.

П1: Расточительные люди -- это будущие воры или нищие.
П2: Все учащиеся техникумов расточительны.
З: Все учащиеся техникумов -- это будущие воры или нищие.

Аристотелевский сорит будет выглядеть так:

Э1: Учащиеся техникумов курят, так как все гопники курят.
Э2: Учащиеся техникумов расточительны, так как все курящие люди расточительны.
Э3: Учащиеся техникумов -- это будущие воры или нищие, так как все расточительные люди -- это будущие воры или нищие.

Гоклениевский сорит будет выглядеть так:

Э1: Учащиеся техникумов курят, так как они -- гопники.
Э2: Учащиеся техникумов расточительны, так как они курят.
Э3: Учащиеся техникумов -- это будущие воры или нищие, так как они расточительны.

Update:

Помните старый анекдот?

Петька подходит к Василию Ивановичу:
-- Василий Иванович! А что такое логика?
-- Вот смотри, Петька. У тебя спички есть?
-- Есть.
-- Спички есть -- значит куришь. Куришь -- значит и выпиваешь иногда. Раз выпиваешь, то и с женщинами у тебя кое-что есть. Ну а раз с женщинами кое-что есть -- значит, надо полагать, не импотент.
-- Всё верно, Василий Иваныч!

Петька идёт под впечатлением. Тут навстечу Котовский.
-- Привет, Петька!
-- О! Гриша, у тебя спички есть?
-- Нет.
-- Да ты, оказывается, импотент!

Так вот. Оказывается, Василий Иванович в этом анекдоте говорил не абы как, а Гоклениевским соритом. Ну а Петька, выходит, неверно применил modus tollens.
Previous post Next post
Up