Учебник логики (глава 4)

Sep 02, 2007 21:18

Сегодня меня вёз за 200 рублей на архетипичной белой шестёрке немолодой усатый украинец. Я сунулся было пристегнуться, однако обнаружил, что пассажирский ремень безопасности безнадёжно сломан. Водитель, разумеется, тоже был не пристёгнут.

При этом мой соотечественник вёл машину очень аккуратно, правил не нарушал и аварийных ситуаций не создавал. ( Read more... )

Leave a comment

sredni_vashtar September 29 2007, 09:25:38 UTC
"Это понятия, у которых нет общего родового признака. Например, "слон" и "логарифм".

Тонкий момент -- через задницу мы можем сравнить любые понятия. Например, мы можем сказать, что в слове "слон" четыре буквы, а в слове "логарифм" -- ровно в два раза больше. Для этого просто нужно подобрать родовой признак. Скажем, сказать, что и "слон" и "логарифм" являются словами русского языка."

Это не просто через задницу, это явный софизм, а именно - подмена понятий, притом довольно топорная. Понятие "животное слон" подменяется понятием "слово слон". Нету в слоне никаких букв, в нём есть хвост и хобот.

Reply

olegmakarenko.ru September 29 2007, 16:45:24 UTC
В слоне есть название, верно?

Reply

sredni_vashtar September 29 2007, 16:58:56 UTC
Нет. В слоне-животном названия нету. Иначе англичане тоже называли бы его слоном.

Reply

olegmakarenko.ru September 29 2007, 17:28:35 UTC
Окей, русское название?

Пример исследования на эту тему: "Слово 'слон' на всех языках содержит буквы 'Л' и 'Н', так как такое большое животное вызывает симпатию у людей".

Reply

sredni_vashtar September 30 2007, 10:14:36 UTC
Ерунда. Слово - условный знак, и никакие другие отношения не связывают его форму (означающее) с понятием (означаемым). Ещё раз: означающее (собственно набор звуков с-л-о-н) отдельно, означаемое (понятие "животное слон", с хоботом и т.п.) - отдельно.

Reply

olegmakarenko.ru September 30 2007, 20:23:42 UTC
Хорошо. А в чём тогда разница между "слон весит так-то" и "слон называется так-то"?

Reply

при звуках флейты теряет волю sredni_vashtar September 30 2007, 21:51:03 UTC
Разница в том, что во втором случае мы имеем дело с условностью. Правда, в первом случае без условности тоже не обойтись - ведь нужно предварительно определить меру веса; но в утверждении "Слон весит две тонны" эта (измерительная) условность подразумевается, тогда как высказывание "Это животное называется слоном" непосредственно утверждает условность.

Иными словами, в другой культуре вес слона может измеряться в каратах, цзинях или стоунах, но слон массой в две метрические тонны нигде не будет иметь массу шесть метрических тонн. Напротив, тот же самый слон может в другой культуре вовсе не называться слоном, а называться элефантом или мамуком.

В природе самого слона нет ничего, что обсулавливало бы его название; напротив, вес реально (в натуре, бля буду) присущ слону по его природе, равно как расцветка, характер, гастрономические предпочтения и чуткость к звукам определённых музыкальных инструментов ;)

Reply

Re: при звуках флейты теряет волю olegmakarenko.ru October 2 2007, 08:09:45 UTC
Да, теперь понял. Сейчас пофиксю пост.

Reply

javaphilosopher June 28 2017, 05:31:28 UTC
Разовьём тему. Я только учусь и стремлюсь сконструировать более эффективную культуру мышления. Пока будут слабые интуитивные определения (их можно будет задать строже когда будет интуитивно схвачено это новое знание, которого пока нет ( ... )

Reply

javaphilosopher June 28 2017, 05:32:05 UTC
(продолжение ( ... )

Reply


Leave a comment

Up