Мышление бухгалтера и загадка Перельмана

May 05, 2010 13:09

Стивен Хокинг предостерегает нас от общения с инопланетянами (пруфлинк).

Знаменитый физик полагает, что внеземные цивилизации, обнаружив нас, могут обойтись с нами не очень дружелюбно. Колонизизировать, например. Или просто уничтожить.

Надо отметить, что я согласен с Хокингом. По крайней мере, частично.

Сейчас, в 2010-м году, привлекать внимание инопланетян и в самом деле рано. Так как планета Земля у нас только одна. Любая катастрофа планетного масштаба способна поставить жирный крест на всей человеческой цивилизации.

Рекс Стаут в одной из своих книг писал про «мышление бухгалтера». Вот мой вольный пересказ:

«Напрасно вы подозреваете меня в убийстве. Я бухгалтер. Думая о серьёзном проекте, я первым делом прикидываю возможные убытки. И если возможные убытки способны похоронить всё моё предприятие целиком, я даже не размышляю о прибыли. Я сразу отказываюсь от проекта».

Полагаю, эта хорошая логика. Во всяком случае, когда речь касается судьбы всего человечества. Конечно, контакт с инопланетной цивилизацией может необычайно мощный толчок нашей науке. И, более того, возможно, только обмен знаниями с нашими соседями по Вселенной позволит нам поддерживать вооружённый нейтралитет с этими соседями. Однако, повторюсь, очень глупо рисковать сразу всем, что у нас есть.

Если бы я планировал нашу галактическую экспансию, я бы наложил столетний мораторий на все попытки привлечь внимание инопланетян. Человечество должно сначала понастроить баз на других планетах. И только потом, когда потеря планеты Земля перестанет быть для человечества смертельной, можно будет попытаться завязать знакомство с чужим разумом.

Кстати, для справки. Недавно прошла новость, что японцы планируют начать колонизацию Луны в 2020-м году (источник). В этом же десятилетии на Луну собираются китайские космонавты (подробнее). И, мало того, в лунную гонку уже активно включились и частные компании (ссылка 1, ссылка 2).

Короче, дела космические активно переходят из фазы имиджевой и романтической в фазу вполне себе реальную. Полагаю, ближайшие 10 лет станут для космонавтики тем же, чем стали для компьютеров восьмидесятые года.

Перейдём теперь к «загадке Перельмана». Я долго размышлял, почему же всё таки мой одногородец Перельман столь последовательно отказывается от своей премии в миллион долларов. И у меня появилась одна версия на этот счёт.

Давайте прикинем - какие негативные последствия для Перельмана повлечёт за собой согласие принять деньги?

Очевидно - потерю времени. Нужно будет делать загранпаспорт, получать визу, ехать к организаторам конкурса. Оформлять кучу бумажек. Платить налоги. Куда-то пристраивать то, что налоговые органы оставят от миллиона. Отбиваться от жуликов, журналистов и попрошаек.

Думаю, не сильно ошибусь, если оценю общие временные затраты в один месяц. Плюс ещё месяц надо накинуть на то, чтобы отойти от приятных хлопот и вернуться к… Вернуться к… Вернуться к чему?

Чем же таким интересным занимается сейчас Перельман, что несколько сотен тысяч долларов не кажутся ему достаточно веской причиной, чтобы устроить перерыв?

Свой отказ принять деньги Перельман объяснил довольно просто: «у меня есть всё, что мне нужно» (источник). Попробую реконструировать эту фразу целиком: «у меня есть всё, что мне нужно для работы над моим проектом». Следует полагать, что задача, над которой Перельман работает в настоящее время, не требует финансовых вложений.

Изучаем историю вопроса дальше. В 2005-м году Перельман «ушел с поста ведущего научного сотрудника лаборатории математической физики, уволился из Математического института и практически полностью прервал контакты с коллегами». Ещё через год, когда Перельману присудили первую премию, Перельман заявил, что распрощался с научным сообществом и больше не считает себя профессиональным математиком (источник).

Сложим теперь всё это вместе. Если мы доверяем словам Перельмана, становится очевидно - Перельман начал в конце 2005-го года работу над каким-то важным практическим проектом, возможный профит от реализации которого столь велик, что ни слава победителя гипотезы Пуанкаре, ни жалкий миллион долларов не имеет ровным счётом никакого значения.

Над сутью этого проекта, к сожалению, мы можем только гадать.

Может быть, это новый вид оружия, превосходящий по мощности атомную бомбу? Может быть, это антигравитация или межзвёздный двигатель? Может быть, это какое-нибудь следствие из гипотезы Пуанкере, столь необычное, что писатели-фантасты ещё даже не успели ничего об этом написать?

Не знаю. Предполагаю, однако, что Перельман рассчитывает довести свой проект до логического завершения в ближайшее время. Так как если бы он планировал работать ещё долгие годы, ему было бы выгодно всё же получить причитающийся ему миллион и сэкономить время на разных мелких житейских хлопотах.
Previous post Next post
Up