Что такое «Капча» знают, наверное, уже все. Капча - это картинка с нехитрым ребусом, который человек разгадать может, а робот - нет. Нужна капча для того, чтобы всяким подонкам было сложнее спамить в ЖЖ и подбирать чужие пароли. Кстати, анонимусы знают, что в нашем родном ЖЖ установлена одна из самых гуманных капч. Владеющий английским языком человек распознаёт её практически не думая:
Конечно, было бы лучше совсем без капчи, но полностью отменить её я, увы, не могу: без проверки на ботов ручеёк спама превратится в полновесный поток.
В общем, что такое капча - знают все. Менее известны способы, которыми хакеры капчу обходят.
Способ первый - «лобовой». Используется начинающими врагами общества. С помощью нехитрого скрипта хакер делает что-то вроде «капчепанели». Которая все нужные данные в форму вводит самостоятельно, а хакеру оставляет только «человеческую» работу - ввести в форму символы с капчи. Капча при этом показывается увеличенной и в разных цветовых гаммах, поэтому на распознавание одной капчи у хакера уходит буквально пара секунд. За час, как несложно подсчитать, можно распознать под тысячу капч: для некоторых гнусных целей этого достаточно.
Способ второй - «классический» - уже требует от вредителя уже определённых навыков программирования. Хакер определённым образом готовит капчу и скармливает её программе распознавания образов. Если капча недостаточно сложна, то один робот побеждает другого робота и хакер извлекает профит. Однако, к счастью для нас, на большинстве серьёзных сайтов используются «нераспознаваемые» компьютером капчи.
Способ третий - «социальный». Хакер начинает с того, что создаёт полезный для рядовых пользователей Интернета ресурс. Например, сайт с ворованными порнографическими картинками. Картинки свежие, даются в высоком разрешении, вирусов нет… Но в качестве платы за просмотр картинок хакер просит онанистов распознавать нужную ему капчу.
Этот способ, очевидно, самый продвинутый: с его помощью можно победить любую капчу, какой бы хитрой она ни была.
Так вот. Я прозреваю в самом обозримом будущем появление «биокомпьютеров» и «биосервисов», работающих по этому алгоритму.
Представьте себе, например, обычный поиск в Гугле. Стандартная задача: надо найти человека по имени «Алексей Карманников», около сорока лет от роду, который 10 лет назад работал в Петербурге на заводе «Северный Вантуз».
Вводим «Алексей Карманников» - там не тот человек. Вводим просто «Карманников» - получаем массу информации о ворах-карманниках… Как можно решить проблему?
Теми же тремя способами.
Способ первый: лично сидеть и пробовать разнообразные поисковые фразы и просматривать сотни страниц. Способ второй - смастерить скрипт, который обработает выданные Гуглом результаты и выдаст нам «полуфабрикат». Из которого будут с помощью регулярных выражений исключены все заведомо глухие варианты: например, ссылки на людей с фамилией Карманников и другими инициалами.
А третий способ - способ будущего - осуществить поиск при помощи биороботов. Когда этот поиск появится, выглядеть он будет примерно так.
Заходим в платную версию Гугла. Вводим известные нам данные по искомому человеку. Нажимаем «поиск». И команда из нескольких тысяч простых пользователей приступает к обработке нашего запроса. Одни люди анализируют задачу и составляют план, другие - делают несколько сотен простых запросов типа «Карманников Петербург», «?.?. Карманников» и «Карманников Вантуз», третьи - просматривают результаты поиска и отсеивают заведомо неподходящие варианты. Четвёртые - более глубоко изучают десятки перспективных страниц и выбирают из них нужные заказчику.
Проходит пятнадцать минут, заказчику в почтовый ящик сваливается обработанный отчёт с результатами поиска, а с его Гугл-счёта списывается 50 долларов. Тысячи работников, потратившие по минуте своего времени, получают виртуальные плюшки на свои счета. Доступ к закрытой части какого-нибудь сайта или разрешение скачать мелодию, например. Гугл, разумеется, тоже в накладе не остаётся…
Эту технологию, кстати, можно использовать не только в поиске, но и в других областях. В компьютерных играх, например.
Представьте себе игру, где вместо привычного сумрачного искусственного «интеллекта» боты вооружены интеллектом самым что ни на есть настоящим - человеческим. Представьте себе графический редактор, где эффекты к изображению применяет не «умный», а пусть не нтакой умный, но живой человек. Перспективы открываются самые захватывающие.
В качестве мелкого побочного бонуса будет решена проблема микроплатежей. У тебя много лишних денег? Пошли SMS на короткий номер. У тебя много свободного времени? Распознай-ка для нас вот эту капчу…
PS: Читайте интервью со мной в газете F5, в номере от 21 сентября. Сайт газеты
вот, скачать газету в формате pdf можно
вот здесь.
PPS: Вопрос тем, кто занимается прокладкой локальных сетей. Разговорился вчера с одним строителем, мы поспорили с ним относительно скорости прокладки локальных сетей. По Вашему опыту: сколько часов занимает прокладка типичной сети на 30 пользователей силами двух человек?
PPPS: В качестве ответной любезности пиарю фотографа Игоря Старкова (
igor-starkov).
Update 1: Моя старая статья про биокомпьютеры в науке:
http://fritzmorgen.livejournal.com/110034.html Update 2: «Механический Турок»: воплощение моей идеи на практике.
https://www.mturk.com/mturk/welcome