Это окончание поста с письмом профессора Любищева, в котором тот выносит суровый приговор советской школе и предлагает рецепты для исправления ситуации. Начало поста лежит здесь:
https://olegmakarenko.ru/2149590.html Глава вторая. О причинах невысокого уровня советской школы
(
Read more... )
Но уж если речь зашла о классической литературе... то позвольте и тут вставить свои пять копеек.
3. Депрессивность и акцент на суицидальные наклонности в списке литературы.
Вероятно, список литературы составляли люди, озабоченные тем, чтобы показать, что "при царизме было все плохо". Поэтому из всей русской литературы потрудились отобрать самые тоскливые, мрачные, вселяющие тоску произведения. Герои должны были непременно иметь горестную судьбу, а в финале желательно погибнуть или покончить самоубийством. Перечисляю: Бедная Лиза утопилась, Катерина утопилась, Бесприданницу застрелили, Анна Каренина бросилась под поезд, Желтков застрелился, Треплев застрелился, Свидригайлов застрелился, Базаров помер от тифа, Любинька Головлева отравилась, Раскольников попал в тюрьму, Герасим утопил Муму.
Если же герой все же остался жив, он должен потерпеть полное фиаско, как Онегин, или умереть всеми забытый, как Печорин или Обломов.
Весьма жизнеутверждающе. Если таким количеством черной депрессухи пичкать любого ребенка ОН ВОЗНЕНАВИДИТ ЛИТЕРАТУРУ ЧЕРНОЙ НЕНАВИСТЬЮ
При этом у тех же самых авторов есть вполне нормальные произведения, без самоубийств и надрыва.
Почему нельзя Островского изучать по его комедиям и драмам? "Бешеные деньги", "Поздняя любовь" - отличные драмы, а комедии Островского милы и забавны, но нет! Мы умучим школьников истеричкой Катериной, но не дадим им ничего другого!
Почему вместо "Гранатового браслета", который по сути, есть нелепо романтизированная история назойливого сталкера, докучавшего своей неуместной любовью замужней женщине, не предложить школьникам куда более вдумчивую и зрелую вещь Куприна - "Колесо времени"?
Кстати, о самоубийствах.
"Эффект Вертера", вполне реальная вещь. В свое время юноши, прочитав сей роман, стрелялись в подражание герою. И в наше время газетная заметка о самоубийстве вызывает шлейф подражательных самоубийств, недаром в некоторых странах это запрещено сообщать.
Ну а мы?
мы ищем в интернете какого-то Синего Кита.
И в упор не замечаем назойливую, долбящую по мозгам пропаганду суицида, которая прет на наших детей из школьных учебников литературы.
Поймите, ребенок, прочитав про самоубийство, возможно, в тот же день самоубиваться не пойдет. Но у него в голове отложится: а, ЕСТЬ ТАКОЙ СПОСОБ выхода из тяжелой ситуации. И эта мысль будет лежать на дне его сознания, как мина замедленного действия, которая лежит-лежит, а потом ррррраз и как рванет!
Reply
Знаете, я когда-то всего лишь готовила одно окололитературное мероприятие во втором классе, по писателям-анималистам. Писателей про заек, да) Тоже заметила, что их и надо проходить по верхушкам (сценки ставить), потому что дочитывать и вчитываться в это рановато, а дать прочитать - рука не поднимается.
А откуда это взялось, что "Анна Каренина" входит в школьную программу, нет ведь?
Reply
Reply
Leave a comment