Бюрократов совершенно напрасно считают скучными канцелярскими крысами. Под толстым серым мехом и защитным слоем жирка бьётся сердце настоящих северных скальдов, поэтов в рогатых шлемах.
Средневековые скальды-викинги, как известно, никогда не использовали одно слово, если могли использовать два. Вместо слова «корабль» они говорили «вепрь волн», вместо «воин» - «ясень битвы», вместо «медведь - «волк пчёл».
Ровно так же поступают и мастера отечественного канцелярита. Профан, например, может сказать своём плебейском наречии: «сейчас темно». Более продвинутый гражданин культурно удлинит: «в настоящее время наблюдается дефицит освещения». Опытный бюрократ сможет написать ещё более пространно: «в настоящий момент времени можно наблюдать выраженный дефицит солнечного, искусственного и прочих видов освещений, необходимых для удовлетворительно результативного осмотра окружающей обстановки невооружённым взглядом человека с нормальным или приближенным к нормальному зрением».
Методика перевода с низкой речи на канцелярит ровно та же, что и у скальдов. Сначала напишите кратко, как умеете. Потом подумайте, нельзя ли где-нибудь заменить одно слово на два-три. Потом повторите ещё и ещё раз, пока ваш текст не достигнет нужной длины.
Вот несколько полуфабрикатов, которые помогут вам в благородном деле утяжеления документов:
1. «Я» - «я, Пупкин Василий Иванович, паспорт такой-то, выдан там-то и тогда-то, код подразделения, дата рождения, проживающий по адресу, ИНН номер такой-то».
2. «Прошу» - «убедительно прошу рассмотреть возможность выполнения моей просьбы о».
3. «Этот» - «данный».
4. «Увидел» - «произвёл визуальную фиксацию».
5. «Купил» - «осуществил трату денежных средств в целях приобретения».
6. «Опоздал» - «вынужден был произвести незапланированную задержку, приведшую к нарушению запланированного ранее графика».
7. «Поломка» - «непредвиденная неисправность, драматически препятствующая нормальному функционированию».
8. «Машина» - «транспортное средство личного пользования».
9. «Бухгалтер» - «сотрудник, выполняющий обязанности по ведению бухгалтерского учёта».
В реальном документе можно использовать это примерно так. Было:
Прошу выдать 5 тысяч рублей на ремонт автомобиля в счёт зарплаты, так как вчера он сломался, и я не могу теперь нормально добираться до работы. Василий Пупкин, технолог.
Стало:
Я, Пупкин Василий Иванович, 1974 года рождения, паспорт серия 40 18 № 191206, тружусь на должности технолога, совершаю ежедневные поездки по стандартному маршруту от моего места жительства до заводской проходной на принадлежащем мне на правах собственности транспортном средстве личного пользования. В рабочий день, предшествующий дню написания и подачи данного заявления, мной была визуально обнаружена непредвиденная неисправность, драматически препятствующую нормальному функционированию вышеупомянутого транспортного средства.
Убедительно прошу дать поручение сотруднику, ответственному за ведение бухгалтерского учёта в разрезе выделения денежных средств персоналу предприятия, выделить мне 5 тысяч рублей в счёт ожидаемых в предстоящем фрагменте текущего месяца выплат в мой адрес, так как в отсутствие таковых располагаемых денежных средств я вынужден буду выбирать для достижения рабочего места исключительно пешие маршруты, что с учётом моего текущего местожительства и текущего расположения заводской проходной, с прохода через которую я начинаю ежедневное выполнение своих служебных обязанностей, с высокой долей вероятности может привести к регулярному производству незапланированных задержек, которые в свою очередь выльются в непредумышленное регулярное нарушение установленных правил трудовой дисциплины нашего предприятия.
Совсем другое впечатление, верно? Остаётся только приделать к этой тушке голову с хвостом, собрать пару подписей и печатей у начальства. Получится мощный, внушающий уважение документ, с которым уже не страшно будет идти на кабинетную охоту.
Некоторые отступники, правда, отходят последнее время от славных традиций канцелярита: они, напротив, пытаются использовать одно слово там, где нормальный бюрократ использовал бы два или три слова. Мы однако эти еретические поползновения с негодованием отметём как неорганизованные. Если бюрократы забудут традиции викингов, что же у них тогда останется? Лысина и брюшко? Этого категорически мало, чтобы внушать страх и уважение непосвящённым.