Как отличить японский от китайского, одноразовые семена и лучшее время для выбора профессии

Jan 05, 2018 14:00



1. Забавное руководство по опознанию азиатских закорючек. Замечу, что в наше время любителям гулять по интернету нужно уметь различать как минимум китайские и японские иероглифы. Китай - это страна-фабрика и первая экономика мира со всеми вытекающими из этого последствиями. Япония - это место, где рождается сетевая мода, чтобы протечь потом сначала в англоязычный, а потом и русскоязычный интернет.

2. Коллеги, я слышал в декабре краем уха, что есть какой-то закон или постановление о запрете ввоза в Россию одноразовых семян, из-за которого, вроде как, в России строятся сейчас массово семенные центры. К сожалению, тогда у меня не было времени расспросить подробнее, о чём конкретно идёт речь.

Вопрос знающим людям: где можно ознакомиться с нормативными актами на эту тему? Сходу найти ничего не удалось.

3. В конце декабря я публиковал статью Олега Белова-Андреева про разницу между советским и американским подходами к образованию. В комментариях многие ожидаемо выступили с резкой критикой - дескать, узкий специалист подобен тупому роботу с флюсом и всё такое. Публикую ответ автора, в котором тот скорее не спорит со скептиками, а разъясняет свою позицию:

https://fritzmorgen.livejournal.com/1193165.html

В комментариях к моей заметке большинство возмутилось тем, что я призываю отбросить развитие кругозора и сделать «слепых» узких профи, которые лишатся всего, как только пропадет их профессия. Но ведь я совсем к этому не призывал! Приношу свои извинения, я действительно слабо раскрыл этот момент - никак не ожидал, что всех так «зацепит» этот пункт. Поэтому попробую раскрыть подробнее:

Узкий специалист умрет, как только умрет профессия.

Ни в коем случае. Спец потому и спец, что он развивается вместе с развитием профессии и изменяется вместе с ней. Ни один хороший извозчик не лишился работы с появлением автомобиля - как раз они первые и стали водителями. Если поискать серьезных журналистов - они все давно ведут свои блоги\влоги, продолжают свою работу в новой области. В программировании вообще новая технология появляется каждый год - и ничего, мы все так же перескакиваем на следующий вагон бешено несущегося поезда...

«Узость» образования готовит тупых роботов, которые ничего не знают кроме своей профессии.

Тут подробнее. Все почему-то решили, что специализация начинается уже в первом классе и ничему кроме нужного ребенка не учат. А решает, чему его учить, некий Учитель. Это, разумеется, не так. В современном мире свою профессию ты должен любить. А как полюбишь то, что решили без тебя? Поэтому обучение состоит из нескольких этапов:

1. Максимально разнообразное образование. Рисование, музыка, проза, конструирование, кулинария, алгоритмика, научные эксперименты, прикладные задачи в различных областях, социология, командная работа, методики разработки и т.д. Все те области, где не нужно «механическое» образование - никакого «нарешивания» или «заучивания», никаких оценок. При этом собирается максимально подробная статистика - сколько времени на какое направление ученик тратит, каких успехов достигает, какие вопросы и сколько задает, где и когда он сильнее утомляется и еще сотня других вопросов. Этот этап длится 4-6 лет. Его цель - заинтересовать, привить длительный интерес, научить учиться, работать с информацией (искать и анализировать), научится высказывать свое мнение и слушать чужое. И самое главное - найти те несколько областей, в которых успехи максимальны, которые ему наиболее интересны. Разумеется, какие-то базовые знания даются, изучается язык (как инструмент общения, а не набор правил), читаются книги, просто акцент на другом.

Вот пример задания для учеников второго класса (одно на весь класс):

«Составить маршрут туристической поездки в горы. Маршрут должен учитывать не только удобство, но и стоимость, затрачиваемое время. Учесть день и время поездки и возможные пробки на дорогах. Составить список необходимых для этой поездки предметов, где и когда их купить, убедится, что все будет доставлено вовремя (при том, что они изначально понятия не имеют, какие предметы нужны и вообще, что это такое - поход в горы). Составить список продуктов, с учетом их веса и того, что они могут испортиться. Ну и так далее. При этом в самом задании написано только „Подготовить маршрут туристической поездки в горы“. До всего остального что перечислено выше дети додумываются самостоятельно».

И повторюсь, эту систему внедряют у себя Германия, Нидерланды, Швеция, Австралия... Единичные школы открыты уже в десятках стран. В Петербурге тоже.

А еще почему-то родители, приехавшие из России, чаще всего подключаются к классам именно в конце первого этапа. И у них, разумеется, священный ужас: «Там дети в пятом классе человечков из бумаги делают! Они там все на калькуляторах считают, в столбик поделить не могут!» Разумеется, ведь их этому почти не учили... пока. Чтобы посчитать - достаточно калькулятора. Чтобы писать грамотно, достаточно достать компьютер и продиктовать ему сообщение. Все правила можно выучить позже и гораздо меньшими усилиями, а вот первый интерес - его уже не вернешь.

2. Второй этап - более привычное нам общее образование. Урезаются «развивающие» направления (при этом есть свободное время и любой ученик, который хочет продолжать заниматься, имеет такую возможность), появляются классические физика\химия\алгебра\геометрия. Но - на уровне наших 7 и чуть-чуть 8ого класса. Т.е. снова как бы «отстают». Вот только даются эти науки в комплексе. Изучили реакцию фотосинтеза по химии, пришли на биологию, откуда на физику, где узнали о строении вещества и энергии, а там к алгебре, где посчитают коэффициенты преобразований. (Тут все вспоминают классические «Зачем мне уметь решать квадратные уравнения, Мария Павловна?! - Потом узнаешь!»). При этом уже начинается специализация -«спец.занятия» на выбор. Что выбирают? Что интересно и нравится. Цель этого этапа - формирование окончательного решения, какой конкретно областью будет заниматься человек и его общая подготовка. Чтобы генетиков на кострах не жег.

3. Последний и самый скучный этап - практически аналог нашей старшей школы. Отставание от нашей на примерно 1 год остается. Вот только все это время ученик уже знает, чем будет заниматься и куда поступать. Параллельно с обучением он уже участвует в «профильной» деятельности, следит за новостями, посещает профильные мероприятия и онлайн курсы, т.е. уже в «команде». Примерно половина студентов поступает не в какой-то конкретный университет, а к конкретному профессору, с которым они встретились и хотят участвовать в работе его лаборатории. К моменту поступления никакого отставания нет.

А теперь последние новости: вначале я написал про 4-6 лет первого этапа. Дело в том, что раньше он длился 6 лет. А сейчас обкатали учебные материалы, набрали статистики, наладили процессы и... легко и просто сжали этап до 4 лет с теми же результатами. И второй этап еще на 1 год сжали. По результатам 2016 года ученики в возрасте 15-16 лет уже успешно сдают экзамены в ведущие вузы мира. За все не скажу, кто сможет найти такую статистику - буду крайне благодарен. Но в MIT в 2017 на группу в 40 человек приходится 8 учеников «шестнадцать и ниже». Немцы начали позже, так что результатов по поступлению пока нет.

Через 3-4 года, в 19 лет эти ребята уже получат на руки диплом, имя за плечами 2-3 года практической работы. Вот лично мне - завидно.

Previous post Next post
Up