Рецептура бизнеса или прайс-лист

May 17, 2008 01:43

Много лет назад, когда в Петербурге только начали появляться первые секс-шопы, я из любопытства заглянул в одно из этих гнёзд разврата. Надо отметить, что в то время я постоянно навещал компьютерные магазины, где первым делом требовал у продавцов прайс-лист. Ну, тогда так принято было — если компьютерный магазин, то и прайс-лист непременно есть.

Так вот. Зайдя в секс-шоп я смущённо огляделся вокруг, подивился обилию резиновых хуёв и… у меня сработал условный рефлекс. Я затребовал у продавщицы прайс-лист, чтобы спокойно разобраться с ассортиментом — чем, вообще, тут торгуют и сколько это стоит.

Продавщица удивилась. Вероятно, такие извращенцы к ней ещё не заглядывали. В любом случае, что такое «прайс-лист» она не знала и даже не хотела знать.

Не получив прайс-листа, разочарованный, я вышел из магазина. «Ну что за убожество» — подумал тогда я, — «у них даже нет прайс-листа». На тот момент моей жизни, коллеги, мне самому ещё ни разу не доводилось составлять прайс-лист, и я думал, что сделать прайс-лист — это дело одной минуты.

Ну типа, открыл перечень товаров в Excel, добавил название и телефон своей фирмы, отправил на печать, и — вуаля. Прайс-лист готов.

Однако когда я столкнулся с задачей составления прайс-листа на практике, оказалось что не всё так просто. Для начала, мне пришлось хорошенько поебаться, выясняя, что у нас на складе было, а чего уже не было. Затем мне потребовалось разузнать, как правильно называется та или иная херовина, и сколько она на самом деле стоит в розницу. И, наконец, я счёл нужным разбить всё имеющееся в наличии барахло по группам, чтобы покупателям было удобно читать.

На этом, впрочем, история не кончилась.

Прайс-лист — товар скоропортящийся. И очень быстро стало понятно, что нужно регулярно обновлять прайс-лист. На это обновление, как Вы уже поняли, тоже требуются время и силы.

Короче, на практике оказалось, что прайс-лист — это не «две минуты», а, скорее, «двадцать минут». Причём не один раз в год, а два раза в неделю. Впрочем, даже эту цену за красивый прайс-лист я был вполне готов был платить.

Но через месяц выяснилось, что я не учёл ещё одного обстоятельства. Регулярная работа над прайс-листом требовала некислых затрат силы воли. А силы воли у меня было не так чтобы много.

Прайс-лист — это ведь фенечка необязательная. Можно вполне жить и торговать без прайс-листа. Поэтому каждый раз, когда приходит пора прайс-лист обновлять, внутренний бесёныш начинает подначивать: «А может ну его на хер? Может, без прайс-листа даже и лучше? Цены можно индивидуально назначать. Давай лучше чем-нибудь интересным займёмся».

Короче, если подсчитать смету на составление прайс-листа, мы получим примерно следующий результат:

1. Деньги. Ноль.
2. Время. 200 минут в месяц.
3. Сила воли. 10 единиц в месяц.

Как видите, затраты вполне серьёзные. Однако когда молодой Фриц, злобно сопя, выходил из секс-шопа, он видел только надводную часть этих затрат — первую строчку. Фриц видел, что составление прайс-листа денег никаких не требует. А про расход времени и расход силы воли Фриц тогда даже и не подозревал.

Помните, недавно мы обсуждали одну канцфирму, которая гнусным образом кинула клиента на пару шурупов? То есть, стеллаж клиенту привезла, а шурупов к стеллажу дала меньше, чем нужно.

Тогда многие у меня в комментариях искренне возмущались тупостью директора — каким же надо быть дураком, чтобы не следить за шурупами? Так вот. Полагаю, директор канцфирмы — вовсе не дурак. Просто он видит все затраты на контроль шурупов. Давайте эти затраты подсчитаем и мы:

1. Деньги. Ноль.
2. Время. Один час в месяц на мозгоёблю и контроль.
3. Административный ресурс. Одна выволочка в месяц.
4. Сила воли. 3 единицы в месяц.

Поясню третий пункт. Большинство сотрудников имеют свой предел терпения. Мы не можем ебать мозг сотруднику слишком часто — иначе он перестанет работать. Следовательно, прежде чем начать сеанс мозготерапии, нужно прикинуть — а не положит ли сотрудник заявление на стол после нашей беседы с ним.

Подведу итог. Деньги — это строительный материал для бизнеса. Типа кирпичей для дома. Однако дом нельзя построить из одних кипичей — нужен ещё цемент, нужен бетон, нужны рабочие. Так и бизнес нельзя построить из одних денег. Нужно ещё время, нужен административный ресурс, нужны затраты воли и много чего ещё.

Поэтому, если мы видим, что бизнесмен «упускает свою выгоду», это значит, как правило, что мы просто чего-то не замечаем.
Previous post Next post
Up