Если бы вы были чуть грамотнее, то, вероятно, знали бы, что история взаимодействия русских с туземцами далеко не ограничивалась братским замирением и обложением налогами.
В 1729 году, разделив свои силы на два отряда (каждый был пополнен якутами и коряками), Шестаков и Павлуцкий начали покорять Чукотку, вопреки тому, что Сенат постановлял аборигенов «уговаривать в подданство добровольно и ласкою». Тобольский губернатор А. Л. Плещеев[3] 1 сентября 1731 года тоже дал особое указание Павлуцкому[2]
« о призыве в подданство немирных иноземцов чинить по данной инструкции, а войною на них не ходить. » Однако Шестаков и Павлуцкий не всегда ограничивались переговорами. Павлуцкий писал о походе 1731 года: «И 9 маия дошед до первой сидячих около того моря чюкоч юрты, в коей бывших чюкоч побили… Усмотрели от того места в недальнем разстоянии… сидячих одна юрта и бывших в ней чюкоч побили… И дошед до их чюкоцкого острожку… и в том остроге было юрт до осьми, кои разорили и сожгли». Анадырские казаки подтверждали крайне враждебные действия Павлуцкого: «Чукоч, не призывая в подданство, побил до смерти». [4] Эти покорители Сибири подрывали доверие коренного народа своей вероломностью, так сотник Василий Шипицын позвал на переговоры 12 чукотских старейшин и всех убил. Историк Александр Зуев пишет, что «походы на Чукотку в 1730-1740-х годах имели чисто карательный характер», а Павлуцкий, вопреки всем указаниям, действовал исключительно с помощью подавления и устрашения. После таких действий доверие чукчей к русским было подорвано на долгие годы[4].
Жестокость царских войск упоминалась в трудах первых российских исследователей чукотской культуры начала XX века и на первых этнографических выставках, организованных Советской властью. Так, в путеводителе к выставке «Чукотское общество», проходившей в 1934 году в Ленинграде, составленном известным этнографом В. Г. Богораз-Таном, описывались расправы над коренными народами:
«И приказчик Алексей Чудинов велел к тем юртам приступить и на том приступе в тех юртах мужеска пола человек с 10 убили, а жен их и детей в полон взяли и многие полоненные у них сами давились и друг друга кололи до смерти…». [5] Организаторы выставки уверяли в том, что в результате этой войны: «Целые народности были в буквальном смысле слова стерты с лица земли».[5]
Спаивание аборигенов Сибири началось, вероятно, вместе с первыми торговыми контактами. По мере заселения Сибири и истощения природных ресурсов аборигены оказались вынуждены закупать у русских такие товары, как хлеб, ткань и порох. Помимо прямой продажи, угощение водкой было элементом сделки по закупке пушнины. Ту же традицию поддерживало и государство - плательщикам ясака подносилась чарка казенной водки (так называемые «ясачные расходы»)[3]. Воеводы и сборщики, принимавшие ясак, нередко курили хлебное вино самостоятельно и обменивали его на меха в обход царской казны.
«Многие священники для скорейшей христианизации использовали водку, спаивая аборигенное население. Подобная практика получила широкое распространение. Иркутской духовной консистории и Якутскому духовному правлению в 1790 г. пришлось указать священникам, чтоб “во время выездов в улусы иноверцам ни под каким видом отнюдь с собою горячего вина не вывозили” <…> Нередко приезд священника для аборигенов становился бедствием. Так, князьцы Жиганского комиссарства Текес Офонин и Тикистен Лучеканов в 1772 г. подали жалобу на священника Андрея Иоакинова, который за приезд из Якутска потребовал 100 руб. и 3 песца с каждого новокрещеного. Это привело в “немалое разорение и безвозвратный убыток” аборигенов. Родовичи объявили, что услуги православных священников им обходятся в несколько раз больше, чем содержание шаманов»[5].
Я в курсе про чукчей. И про то, что они были разбойничьим народом, жили грабежом соседей, отказались покориться миром, насмехались над посланниками русских и заявляли, что переловят их арканами, как оленей. Вот и поплатились за свою наглость и разбой.
Что же до спаивания туземцев, то это - часть русского менталитета. Ну не можем мы без водки, и туземцев к ней приучить пытались. А что слабые они оказались на выпивку -в том уж не наша вина) Силой в них никто не лил)
Ну и самое главное отличие - чукчи, коряки и прочие тунгусы как жили на своих землях - так и сейчас живут. И числом не уменьшились, а, наоборот, приросли. А что там с североамериканскими индейцами? С настоящими, а не с теми, кто по законам США сейчас таковыми считается, а считается любой, у кого хоть капля индейской крови есть, м? Не подскажете, много чистокровных индейцев в СШа осталось и какие они территории занимают?
Я в курсе про чукчей. И про то, что они были разбойничьим народом, жили грабежом соседей, отказались покориться миром, насмехались над посланниками русских и заявляли, что переловят их арканами, как оленей. Вот и поплатились за свою наглость и разбой.
Опять-таки - будь вы более грамотны, знали бы, что и американские индейцы далеко не поголовно были мирными и кроткими покахонтасами. Это очень мягко говоря.
Что же до спаивания туземцев, то это - часть русского менталитета. Ну не можем мы без водки, и туземцев к ней приучить пытались. А что слабые они оказались на выпивку -в том уж не наша вина) Силой в них никто не лил)
Русские спаивали сибирское население вовсе не потому, что отчаянно нуждались в собутыльниках, а просто потому, что в таком состоянии его было легче обирать.
Ну и самое главное отличие - чукчи, коряки и прочие тунгусы как жили на своих землях - так и сейчас живут. И числом не уменьшились, а, наоборот, приросли. А что там с североамериканскими индейцами? С настоящими, а не с теми, кто по законам США сейчас таковыми считается, а считается любой, у кого хоть капля индейской крови есть, м? Не подскажете, много чистокровных индейцев в США осталось и какие они территории занимают?
Численность индейцев в США существенно сократилась. Выражаясь вашими словами, они поплатились за свою наглость и разбой.
Верно, далеко не все. Но американские колонисты разницы между "мирными" и "немирными" индейцами не делали. им нужна была их земля, и принимали ли индейцы пришельцев миром или пытались противостоять - итог был один и тот же.
Выражаясь вашими словами, они поплатились за свою наглость и разбой
За какую наглость и разбой поплатились, скажем, чероки и остальные Пять племен, мирно жившие на своей земле и насильно с нее согнанные американцами? Гуглим "Дорога Слез".
Да, в общем-то, я не собираюсь оправдывать столь отвратительную вещь, как геноцид коренного населения Америки. Это - одно из чёрных пятен американской истории, и сомнительную привилегию отмывать его я охотно уступлю другим желающим. Однако стоит отметить, что грамотность и жестокость к иноплеменникам - не очень взаимоувязанные вещи. Главный создатель нацистских концлагерей Гиммлер не только умел читать и писать, но и был дипломированным агрономом, а прошедшие Дорогой слёз мирные чероки и письменность-то свою успели обрести лишь за дюжину лет до этого.
Вот, например, как в многонациональную семью российских народов включали чукчей:
В 1729 году, разделив свои силы на два отряда (каждый был пополнен якутами и коряками), Шестаков и Павлуцкий начали покорять Чукотку, вопреки тому, что Сенат постановлял аборигенов «уговаривать в подданство добровольно и ласкою». Тобольский губернатор А. Л. Плещеев[3] 1 сентября 1731 года тоже дал особое указание Павлуцкому[2]
« о призыве в подданство немирных иноземцов чинить по данной инструкции, а войною на них не ходить. »
Однако Шестаков и Павлуцкий не всегда ограничивались переговорами. Павлуцкий писал о походе 1731 года: «И 9 маия дошед до первой сидячих около того моря чюкоч юрты, в коей бывших чюкоч побили… Усмотрели от того места в недальнем разстоянии… сидячих одна юрта и бывших в ней чюкоч побили… И дошед до их чюкоцкого острожку… и в том остроге было юрт до осьми, кои разорили и сожгли». Анадырские казаки подтверждали крайне враждебные действия Павлуцкого: «Чукоч, не призывая в подданство, побил до смерти». [4] Эти покорители Сибири подрывали доверие коренного народа своей вероломностью, так сотник Василий Шипицын позвал на переговоры 12 чукотских старейшин и всех убил. Историк Александр Зуев пишет, что «походы на Чукотку в 1730-1740-х годах имели чисто карательный характер», а Павлуцкий, вопреки всем указаниям, действовал исключительно с помощью подавления и устрашения. После таких действий доверие чукчей к русским было подорвано на долгие годы[4].
Жестокость царских войск упоминалась в трудах первых российских исследователей чукотской культуры начала XX века и на первых этнографических выставках, организованных Советской властью. Так, в путеводителе к выставке «Чукотское общество», проходившей в 1934 году в Ленинграде, составленном известным этнографом В. Г. Богораз-Таном, описывались расправы над коренными народами:
«И приказчик Алексей Чудинов велел к тем юртам приступить и на том приступе в тех юртах мужеска пола человек с 10 убили, а жен их и детей в полон взяли и многие полоненные у них сами давились и друг друга кололи до смерти…».
[5] Организаторы выставки уверяли в том, что в результате этой войны: «Целые народности были в буквальном смысле слова стерты с лица земли».[5]
Не менее эффективным орудием русификации оказывалась и водка:
Спаивание аборигенов Сибири началось, вероятно, вместе с первыми торговыми контактами. По мере заселения Сибири и истощения природных ресурсов аборигены оказались вынуждены закупать у русских такие товары, как хлеб, ткань и порох. Помимо прямой продажи, угощение водкой было элементом сделки по закупке пушнины. Ту же традицию поддерживало и государство - плательщикам ясака подносилась чарка казенной водки (так называемые «ясачные расходы»)[3]. Воеводы и сборщики, принимавшие ясак, нередко курили хлебное вино самостоятельно и обменивали его на меха в обход царской казны.
«Многие священники для скорейшей христианизации использовали водку, спаивая аборигенное население. Подобная практика получила широкое распространение. Иркутской духовной консистории и Якутскому духовному правлению в 1790 г. пришлось указать священникам, чтоб “во время выездов в улусы иноверцам ни под каким видом отнюдь с собою горячего вина не вывозили” <…> Нередко приезд священника для аборигенов становился бедствием. Так, князьцы Жиганского комиссарства Текес Офонин и Тикистен Лучеканов в 1772 г. подали жалобу на священника Андрея Иоакинова, который за приезд из Якутска потребовал 100 руб. и 3 песца с каждого новокрещеного. Это привело в “немалое разорение и безвозвратный убыток” аборигенов. Родовичи объявили, что услуги православных священников им обходятся в несколько раз больше, чем содержание шаманов»[5].
Reply
Что же до спаивания туземцев, то это - часть русского менталитета. Ну не можем мы без водки, и туземцев к ней приучить пытались. А что слабые они оказались на выпивку -в том уж не наша вина) Силой в них никто не лил)
Ну и самое главное отличие - чукчи, коряки и прочие тунгусы как жили на своих землях - так и сейчас живут. И числом не уменьшились, а, наоборот, приросли. А что там с североамериканскими индейцами? С настоящими, а не с теми, кто по законам США сейчас таковыми считается, а считается любой, у кого хоть капля индейской крови есть, м? Не подскажете, много чистокровных индейцев в СШа осталось и какие они территории занимают?
Reply
Опять-таки - будь вы более грамотны, знали бы, что и американские индейцы далеко не поголовно были мирными и кроткими покахонтасами.
Это очень мягко говоря.
Что же до спаивания туземцев, то это - часть русского менталитета. Ну не можем мы без водки, и туземцев к ней приучить пытались. А что слабые они оказались на выпивку -в том уж не наша вина) Силой в них никто не лил)
Русские спаивали сибирское население вовсе не потому, что отчаянно нуждались в собутыльниках, а просто потому, что в таком состоянии его было легче обирать.
«…спирт - товар запретный: ввоз его в области обитания инородцев запрещен, и потому все суда, минующие расположенный около северного полярного круга город Туруханск, должны подвергаться осмотру и получать на право дальнейшего следования от проживающего в г. Туруханске Отделенного пристава проходные свидетельства <…> Владелец каждого судна, доплыв по Енисею до реки Турухана, едет за проходным свидетельством к приставу в Туруханск на маленькой лодке, оставляя нагруженное товарами судно на Енисее, причем бочки с запретным спиртом предусмотрительно топятся с камнями в воду или под самым судном, или же где-нибудь поблизости, так что при осмотре груза спирта на судне никогда не оказывается. Когда же осмотр - если таковой был - закончен, и проходное свидетельство получено, спирт благополучно извлекается из воды и водворяется на прежнее место. Владельцы пароходов не прибегают даже и к этой уловке, а просто наливают спиртом несколько бочек, предназначенных для засолки рыбы, и погружают их среди сотен других, пустых, в трюмы своих баржей и пароходов, вполне основательно рассчитывая, что при осмотре груза спирт никоим образом не может быть открыт, так как выгрузки товаров при осмотре не полагается».
Далее автор подробно описывает процедуру торговли, в результате которой остяки не получают ни хлеба, ни ткани, ни пороха, отдают всю добытую пушнину и еще остаются должны купцу[6].
Ну и самое главное отличие - чукчи, коряки и прочие тунгусы как жили на своих землях - так и сейчас живут. И числом не уменьшились, а, наоборот, приросли. А что там с североамериканскими индейцами? С настоящими, а не с теми, кто по законам США сейчас таковыми считается, а считается любой, у кого хоть капля индейской крови есть, м? Не подскажете, много чистокровных индейцев в США осталось и какие они территории занимают?
Численность индейцев в США существенно сократилась. Выражаясь вашими словами, они поплатились за свою наглость и разбой.
Reply
Выражаясь вашими словами, они поплатились за свою наглость и разбой
За какую наглость и разбой поплатились, скажем, чероки и остальные Пять племен, мирно жившие на своей земле и насильно с нее согнанные американцами? Гуглим "Дорога Слез".
Reply
Однако стоит отметить, что грамотность и жестокость к иноплеменникам - не очень взаимоувязанные вещи. Главный создатель нацистских концлагерей Гиммлер не только умел читать и писать, но и был дипломированным агрономом, а прошедшие Дорогой слёз мирные чероки и письменность-то свою успели обрести лишь за дюжину лет до этого.
Reply
Leave a comment