Дизайн

Jan 30, 2013 01:13

Ландшафтный дизайн в прямом смысле слова шагает по стране. Более того, у этого явления уже есть свое название. В этом я убедилась, прочитав статью о ЖЭК-дизайне в «Большом городе» http://bg.ru/city/vo_vdore_tvorja-16450/
(комментарии к статье, кстати, давала Юлия Терехова lion_house). Однако, как и любая городская традиция, эта также имеет свои деревенские корни. Неформально из личного опыта и экспедиционной практики.

Практически у всех известных мне бабушек дома хранился стратегический запас банок, баночек, бутыльков, бутылочек и подложек от селедки, впрочем, тщательно отмытых щеткой с мылом. Лозунг «В хозяйстве все пригодится» вполне понятен из уст человека, видевшего как минимум одну войну, голод, дефицит и не привыкшего выбрасывать вещи, которые можно использовать еще раз. Самое интересное, что и использовать они их действительно умели, причем оригинально и с долей остроумия. Одна очень любимая мной бабушка (кандидат экономических наук, между прочим), упаковывала гостинцы «с собой» в разрезанный на манер шкатулки пустой тетрапак из-под молока. Другая замечательная бабушка сымпровизировала крышки от мух из половинок пятилитровых бутылей. Этот список можно продолжать бесконечно, однако речь о другом. О том, что у нас все есть и нам не нужно стирать полиэтиленовые пакеты, зато в нас гаснет эта утилитарная смекалка, умение увидеть в вещи больше, чем она есть, умение мыслить шире, изобретать. Психологи, кстати, в свете грядущей ювенальной юстиции очень много пишут о том, что наличие игрушек у ребенка - не показатель, ребенку нужно играть реальными предметами, причем играть так, как он захочет, переворачивая и пробуя на вкус, совершая открытия. Тогда ложка для него будет космическим кораблем, а не столовым прибором.
Вот это «прозрение вещи» было у наших бабушек. Волшебное слово здесь - польза, именно она отделяет, как мне кажется, дизайн от бессмысленного «декорирования». Дизайн - это для удобства в самом широком смысле: удобство для зрения, для осязания, для использования. Красиво, но ничего лишнего. «Декорирование» - это хлам на хламе, наклеивание салфеток, блесток и розочек (тут можно написать черепов, кровавых потеков и чего угодно) на бессмысленные пылесборники. Индульгенция для спасения от помойного ведра. Вторичное использование вещи (тетрапак=походный ланчбокс) - это редизайн, хранение вещи - бережливость, скопидомство, но украшение ее - это бессмысленно и беспощадно.

Любой предмет в крестьянском хозяйстве рассматривался с точки зрения его функций. Не существовало украшений ради украшения, изначально любая загогулина имела смысл, если не практический, то обережный. Функциональная нагрузка - вещь хитрая, поскольку у одной вещи может быть несколько функций одновременно, функции могут перемещаться с вещи на вещь по смежности, изменяться во времени. Но вот совсем без функций было никак нельзя.
Пример утилитарного дизайна (исходник - резиновый сапог):


Еще один (традиционная пивная корчага в новой функции):


Кстати, пришло в голову забавное, еще из диалектологической экспедиции: как-то мы разгребали поветь у бабушки, у которой остановились. Хозяйка, баба Поля, никак не допускала к этнографии, отговориваясь тем, что поветь высоко, она сама стара и вот никак не долезат на вышку, однако и ее сердце дрогнуло, когда я предложила перемыть всю найденное на повети добро и оттащить обратно. День был жаркий, однако труды стоили того, с утра до вечера мы спускали вниз невероятные вещи, мыли их во дворе, а заодно записывали их названия и области применения. Так вот: там не было НИ ОДНОГО предмета, названия или назначения которого хозяйка бы не знала! Если она забывала, как это называется, то могла объяснить, частью чего это было, в крайнем случае, помогая себе руками. Мне кажется, это еще один довод в пользу того, что в традиционном хозяйстве не хранили бессмысленный и неупотребимый хлам
Отсюда продолжение мысли - изначальный посыл использования очевидного хлама - это польза. Из дома пластиковые бутылки выбираются на усадьбу и мы видим умывальники, оградки для грядок и клумб, чуть позже - флюгеры. 


Думаю, водоразделом здесь служит визит пластиковой свиньи. Конечно, сначала появляются тревожные звоночки в виде ромашковых бутылочных попок, однако от покраски ограждения (считай, забора) до возложения свиньи лежит дистанция огромного размера. Если бы мы говорили об эволюции, то это было бы сродни изобретению колеса. Свинья - это уже красотища, это декорация, это статус. 



Свинья коварно перебирается из огорода в огород, точнее, из палисадника в палисадник, потому как на заднем дворе все-таки еще растет картошка («мне столько не надо, детям отвезу») и огурокабачки («не знаю, чего они такие уродились нынче, корове только отдать, да убрали всех почти коров-то»), а спереди ходят соседи и их душа просит красоты. Хотя и здесь видны перемены: если года три-четыре назад на свинью в огороде полагалось восторженно охать, а затем фотографировать зардевшуюся хозяйку в пейзаже, то теперь восхищение вызывает удивление: «Да так сейчас у всех!» и сомнение в столичности столичных студентов: «Дак вы что, телевизор не смотрите?». Раньше я думала, что самая злая телепередача о пластике - это рубрика «Очумелые ручки», как выясняется, существующие реалити-шоу про «уделаем дом и дачу» сделали бы Тимура Кизякова с полтычка
Меня же уделали лебеди. 


Казалось бы, покрышками меня не проймешь - в моем детстве они присутствовали как клумбы, качели, ограждения для площадок и даже как спасательные круги, но белые покрышки, пьющие из импровизированного пруда... Вот по ним, водоплавающим, на мой взгляд, проходит граница между крестьянским искусством и самодеятельностью.  Подобные покрышечные композиции встречались мне как в частных хозяйствах, так и в казенных заведениях.  Нельзя сказать однозначно, кто здесь был первопроходцем, а кто удочерил мысль, думаю, в условиях небольших поселений обмен идеями происходит ежедневно, однако ж в пользу исходной самодеятельности говорит монументальность скульптуры и абсолютная ее  бессмысленность.


Хорошо, декоративность. Если в частном хозяйстве хоть немного сохраняется утилитарный аспект (надо обозначить тропинки, границы клумб), то в общественных учреждениях доминирует декоративный. Целью становится удивить, поразить, развлечь. Могут создаваться неповторимые композиции (в основном случайно, так как под рукой оказался подходящий для переделки громоздкий предмет (стиральная машинка же считается?)). 


Грыбочки и пирамидка


Печальный садик (кони сделаны из резиновых сапог)



Интересно, что декоративность побеждает функциональность даже там, где не должна вроде бы - в детских садах и на школьных площадках. Крайне редко по конструкциям из сапог и покрышек можно лазать (без заикания). Однако если появление тазогрибочков на участке в детском саду можно как-то объяснить спецификой заведения, то наличие их в доме престарелых меня озадачило, а в третьем подряд уже заставило задуматься. Дело было в 2010 году во время осенней поездки по Нижегородчине со «Старостью в радость». Стоял ноябрь, многие бабушки и дедушки вообще не выходили из комнат, однако чуть ли не в каждом доме были организованы подобные «инсталляции» (в кавычках, потому что не знаю, как назвать помесь выставки с детской площадкой). Оказалось, что время от времени проводятся конкурсы на лучшее оформление территории, вот персонал и делает «мухоморчики» из пеньков и списанных тазиков, набивает чучела Бабок Ежек и белит лебедей. Говорят, бабушки радуются.
Кстати, именно ДП продемонстрировали переходный этап между городом и деревней - как раз там я впервые увидела в качестве элемента уличного дизайна плюшевые игрушки (я не помню точно, кто это был, не снимала, но объект был, кажется, прибит к дереву и призван изображать непринужденно отдыхающую фауну). В деревнях они все-таки еще не приобрели статус бесполезных пылесборников и даже самые страшные из них еще имеют в глазах хозяев некоторую ценность.
Ну и под конец, в чем я вижу возможные причины популярности декора: во-первых, появилась пустая земля: в деревнях остаются одни бабушки, которым нет нужды ухаживать за огородом в прежних объемах, а землю жалко, пропадает. Во-вторых, популярность программ по обустройству и дизайну, в-третьих, склонность бабушек и тетушек накапливать всякое ненужное в больших количествах (и радость от найденного применения).
В учреждениях - стимулы со стороны «культуры» наряду с маленьким финансированием.
Из плюсов: как-никак, но экологично. Материалы, которые используются, плохо утилизируются, их нельзя без вреда сжечь, особенно в русской печке (пластиковые бутылки, резиновые покрышки, резиновые сапоги и т. п.). Поскольку вывоз мусора в деревнях часто налажен плохо или вовсе не налажен, подобный «дизайн» хоть немного спасает от захламления
П.С.: За фотографии 2009 года спасибо Тане Соболевой. Буду рада, если кто также поделится находками.

фольклор, x-peditionnoe

Previous post Next post
Up