О дедушках

Feb 22, 2012 14:49


Седина в бороду, шишок в мудышки.

Если бы у бабушки был …, она была бы дедушкой.

(народная мудрость)




Не знаю, как у остальных, но у нас в экспедиции любой информант по умолчанию называется «бабушка», будь он хоть негр преклонных годов или группа детей дошкольного возраста. Понятие «бабушка» охватывает львиную долю человеческих существ, проживающих в деревне, с которыми тебе в удовольствие общаться, которые поют-привечают - кормят - рассказывают сказки и т. п. Тем более удивительно, что среди таких вот «бабушек» иногда попадаются дедушки. О своих любимых и замечательных дедушках-информантах я как-то уже писала, однако в свете грядущего полевого сезона мне хочется вспомнить о дедушках другого сорта (см. эпиграф) и под предлогом передачи знания рассказать пару баек, а заодно поделиться опытом общения с разными людьми.

Дело в том, что пожилые люди часто оцениваются более молодыми как бесполые существа, которых оставили не только страсти, но и воспоминания о них. Отчасти это может быть правдой, однако я заметила любопытную закономерность: если бабушки с удовольствием тебя удочеряют и «увнучеряют», то дедушки перед этим нет-нет да и попробуют использовать другие модели поведения.

Историей, давшей мне запал первичного вдохновения и заголовок, я обязана Кировской области и замечательной Т., многолетней участнице наших поездок, а тогда - неопытной и вдохновенной собирательнице. Попался ей замечательный говорливый дед, помимо того, что знал почти все, дак еще и признался, что жена его бывшая колдунья была и по злобе мужика спортила - насадила ему шишков, то есть чертей таких маленьких, да прямо внутрь организма. В самую, так сказать, суть. А за шишками этими у нас в той экспе просто охота была, поэтому Т. навострила уши: «Куда именно?» - «В мудышки». А куда - дед толком и не говорит, только пальцем неопределенно тычет. А тут сказать надо, что учили-то нас как? - Всегда задавать вопросы и уточнять, а также просить показать, зарисовать со всех сторон и сфотографировать по возможности. «Куда?» - переспросила для верности Т. «Да вот туда, прям туда», - последние бастионы стеснительности деда пали перед желанием облагодетельствовать фольклорист(и)ку и он будто бы даже покусился предоставить объект для зарисовки и научного исследования. Было али не было, но девку он долго домой отпускать не хотел и если бы не ее самообладание и сангвинический темперамент, дело могло вполне закончится скандалом.
Вывод: Учи матчасть.

Следующая пара случАев призошла в Архангельской области, деревню уж не назову по памяти. Я не знаю, какое неведомое оружие там рядом испытывали, но там всем девушками пришлось изрядно отведать мужского внимания. Но особенно досталось И.: ее роскошная во всех отношениях фигура никак не могла быть скрыта с помощью экспедиционного дресс-кода. Добавьте к этому буйные каштановые кудри, увязанные в два невинных хвостика - и получите картину, не дававшую спать мужской половине района.

Однажды И. посулили деревенского молочка. И нет, чтобы задуматься, откуда у одинокого дела корова, взяла она с нашего благословения бидончик и отправилась в путь. Однако не прошло и пяти минут, как вернулась злая, красная и с пустой тарой. После получаса расспросов удалось выяснить, что дедушка встретил ее на крыльце, предложил для начала зайти в дом и там-то произнес сакраментальную фразу: «Ну что, сначала в кроватку?». Понятно, что тут уже было не до молочка.

Вывод: пошла за пирожками - проверь, не лежит ли кто вместо бабушки.

Второй случАй, на мой взгляд, иллюстрирует коварство и неисправимость некоторых характеров в полной мере. В соседней деревне обнаружился дед 1916 г.р. (тогда это уже начинало быть редкостью), по слухам, в здравом уме и полной памяти, только глуховатый и очень больной. Решили мы с И. попытать счастья и достучаться-таки до него. И через полчаса оров и стуков на все лады нам это удалось! Дедушка выполз по стеночке, практически на одной ноге, после чего обратно в избу на интервью мы его вносили почти на себе. Усадили мы деда на кровать, подтащили валенки, чтобы не мерз и начал он нам рассказывать как в деревню первый пароход пришел да как он про революцию в детстве слышал, да прочую красоту. Потом вдруг помолчал минуточку и спрашивает И.: «Как тебя зовут?» - «И....». - «И..., ложись ко мне на перину!» - и глазами так делает: «Амор!» Проходит как неудачная шутка. Еще минута разговора, дед снова: «А отчество как?» - «....овна». «И.... ….овна поехала по бревна. Бревна раскатились, она-то и упала. Прямо сюда ко мне», - и двойным «амор» на койку кивает. Третьего «амора» она уже не выдержала и практически бегом убежала от деда, несмотря на мои уверения, что на одной ноге он ее никак не догонит.

Вывод: Истинные мужские качества деда ведомы только самому деду и со стороны не оцениваются.
Эти же истории могут быть расценены как жесточайший харрасмент, но рассказала я их для того, чтобы вы не забывали, что мы имеем дело с реальными людьми, у которых такие же самые инстинкты (а иногда еще и расторможенные, но о медицинском и психологическом аспекте я попозже как-нибудь напишу).
Общаться можно и нужно, просто соблюдайте нехитрые правила:  боишься - не ходи к дедам; дальше сядешь, легче встанешь (мне очень хочется рассказать историю Маринки
baby_rhino про "я по-стариковски",  но вдруг  она сама....), чувство юмора и самообладание помогут в большинстве ситуаций.

Прошу прощение за вероятные несоответствия 100% истине, но увы, это уже фольклорное достояние экспедиции. Версии и варианты только приветствуются.

маюсь дурью, x-peditionnoe, байки и бабайки

Previous post Next post
Up