Я еще в апреле хотела поделиться своими впечатлениями от наличников Саратовской области и их отличием от Калужской, Нижегородской и Кировской, однако в поисках материалов для сравнения я набрела на потрясающий сайт с окошками и приуныла (вот, кстати, сайт - любуйтесь
http://nalichniki.com). Однако после октябрьской поездки у меня не только пополнилась коллекция, но и начала складываться окошечная типология, а уж мимо этого я еще со времен студенчества никак не могу пройти:)
Пропильная резьба - это своего рода фольклорная попса, так же, как и броккаровская, "мыльная" вышивка розами она долго не рассматривалась всерьез и точно так же была повсеместно любима тёмным в отношении высокого искусства народом. Проникновение ее в традиционную культуру связывают с деятельностью архитекторов, пропагандировавших "русский стиль" в популярных тогда изданиях-альбомах типа "Зодчий", "Мотивы русской архитектуры", где публиковались проекты И.А. Ропета, В.А. Гартмана, а также готовые шаблоны и мотивы. Однако не все готовые шаблоны благополучно приживались на народной почве, а те, что приживались, зачастую трансформировались в соответствии с вкусом заказчика и степенью искушенности мастера.
Основные мотивы орнамента резьбы - геометрические. Основной элемент - косой ромб (символ плодородия, ну вы знаете). Количество ромбов могло быть любым: если он был один, то располагался в центре верхней части наличника. Маленькие ромбы могли располагаться на боковинах и разбавляться треугольниками (тут можно даже сказать "дробиться", потому как треугольник - половина ромба) и "палочками" и прочими разнообразными декоративными элементами.
К почти самому примитивному ромбику я не подползла:
А вот с "усами":
Вот тут, кстати, снизу не жук поел и не кто-то с дрелью побаловался - сочетание ромба (=вспаханное поле) и точечек (=зерна) вместе дает символ плодородия. Я, конечно, не знаю, насколько осознанно это было сделано, все ж 21 век на дворе.
Еще "усатый", но синий и поближе:
А вот с боковыми непропорционально вытянутыми ромбиками:
Интересный пример изобилия геометрических фигур и монохромности:
В 50-60 гг. традиционный декор был пополнен такими мотивами как пятиконечная звезда, ракета, появились в изобилии голуби.
Присмотритесь к середине верхней части. Только мне там чудится серп и молот?
А в наше время появились пластиковые окна, которые иногда не исключают наличников и традиционного (ну, почти) оформления. Кстати, заметьте ромбики, перекочевавшие на дом.
Вот такая оконная геометрия. Еще в Калужской области были очень популярные растительные орнаменты резьбы, но об этом как-нибудь потом, надо посмотреть, есть ли у меня картинки на эту тему.