Итак, в предыдущую субботу мы немногочисленным боевым отрядом пустились исследовать закоулки и переулки Китай-города.. Пошли, как говорится, наобум и куда глаза глядят, по местам уже не раз хоженым и почти знакомым, т.к. ни у Марины Валерьевны, ни у Ольги Аркадьевны не хватило времени качественно подготовиться)) Но, не смотря на это, по-моему, прогулка весьма удалась и мы всё-таки сумели открыть что-то новое не только для друзей, но и для себя))
Встретились мы на Славянской площади и первое, что мы увидели, была, безусловно, Всехсвятская церковь на Кулишках.
С этой церковью связано много чертовщины, да и сама поговорка "у черта на куличках" относит нас именно к этому месту, ведь раньше здесь была фактически граница Москвы, и слово "кулишки" стало синонимом положения "на краю земли".
На самом же деле, Кулишками или Кулижками (Кулигами) назвали участки земли по берегам рек, которые использовали для сенокоса, а церковь стоит как раз возле так называемого Васильевского луга при впадении Яузы в Москва-реку.
Храм Всех Святых на Кулишках был заложен Дмитрием Донским в память победы на Куликовом поле в 1380 году. Дмитрий Донской хотел, чтобы в Москве было место вечного поминания героев сражения. Церковь освятили в честь Всех Святых, потому что каждый погибший герой был назван именем своего небесного покровителя. Так Храм Всех Святых стал первым храмом-памятником боевой славе русского оружия. С тех пор пошла традиция ставить соборы в честь побед.
В 1930г. церковь была закрыта, её приспособили под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994г. в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных.
В 1991г. здание вернулось Русской Православной Церкви, а в память о расстрелянных у стены подвала был установлен крест с изображениями новомучеников.
Поднявшись немного по Солянскому проезду, нырнули в Большой Спасоглинищевский переулок. И даже там обнаружили отголоски Олимпиады
А направлялись мы к Московской Хоральной синагоге
Синагога появилась благодаря Александру II, который позволил евреям жить и работать вне черты оседлости.
Семен Эйбушитц разработал проект, но его заморозили из-за убийства Александра и последовавших за этим гонений на евреев. В 1886 году был создан новый проект синагоги, 28 мая 1887 года была произведена закладка здания, в восточную стену была вмонтирована каменная капсула с закладной грамотой.
Но уже в следующем году Константин Победоносцев подал жалобу на то, что синагога с куполом, оскорбляет чувства православных. Купол распорядились разобрать. Так начался процесс бесконечных перестроек синагоги, который до сих пор не закончился.
В 1891 году евреев начали выселять из Москвы, а через год запретили проведение служб в хоральной синагоге.В здании открыли трехклассное ремесленное училище-приют. но и его обязали закрыть в 1895 году. Тогда евреи назвали учреждение училищем-приютом "Талмуд-Тора". Его закрыли через 2 года, а здание велели полностью переделать.
После манифеста о свободе вероисповеданий 1905 года министр внутренних дел П.А.Столыпин обратился к царю с ходатайством разрешить открытие московской хоральной синагоги. Разрешение было дано. Но 1 августа 1923 года ВЦИК Совета Народных Комиссаров постановил: Находящуюся в Московской синагоге библиотеку передать Белорусскому государственному университету.
Спустя 3 года часть владений синагоги передали Текстильстрою, в 1960 году еще часть отдали под резервную шахту метрополитена...
Сейчас здание вернули общине, и в начале ХХI века в синагоге были проведены реставрационные работы, был восстановлен купол, воссозданы интерьеры.
Напротив синагоги появилась скульптура "Птица Счастья"; работы скульптора И.Бурганова, олицетворяющая дружбу народов.
Говорят, что...
... истинная причина запрета строить купол синагоги была в том, что Александр Третий, проезжая мимо строящегося здания, принял его за православный храм и перекрестился. А Победоносцев не преминул указать ему на эту оплошность. Некоторые уверяют что этот конфуз произошел и с самим Победоносцевым.
И, конечно же, оказавшись в районе Китай-города невозможно не зайти в мой любимый магазинчик подарков "Просто так")))
Дада, через эти очки реально можно смотреть)))
Следующим на нашем пути стал Ивановский (Иоанно-Предтеченский) монастырь - потрясающей красоты здание, дышащее древностью и привлекающее внимание
Изначально монастырь находился не здесь, он был переведен сюда с улицы Пятницкой в 30-е гг. XVI века. Вообще точная дата основания Ивановского монастыря неизвестна. По одной из версий он был заложен Василием III в честь рождения в 1533г. сына Ивана (Грозного).
Монастырь имел печальную репутацию. Здесь часто совершали насильный постриг знатных женщин, семьи которых давали монастырю внушительные средства на содержание своих родственниц. Именно сюда под видом сумасшедших привозили из Сыскного приказа женщин, замешанных в уголовных и политических делах. А из Раскольничьей конторы в монастырь доставляли истерзанных пытками узниц, которых затем держали в "каменных мешках" под надзором монахинь.
В стенах Ивановского монастыря отбывала наказание столбовая дворянка Дарья Салтыкова. Первые 11 лет ее держали в темном склепе под соборной церковью, а свечу вносили только на время еды. Еще 22 года Дарья провела в специально пристроенной к собору клетке, на виду у прихожан.
Говорят, что...
... призрак Салтычихи появляется здесь и осыпает прохожих страшными проклятиями, бранью и встреча с ней грозит бедами.
В 1785г. под строжайшей тайной в обитель доставили молодую женщину и поселили в специально построенном Домике. Вскоре она приняла постриг под именем Досифеи. Черты лица инокини имели портретное сходство с императрицей Елизаветой. В феврале 1810 г. Досифея скончалась, и ей устроили торжественные похороны в Новоспасском монастыре, где находилась усыпальница рода Романовых. На отпевании присутствовала московская знать и представители царской фамилии.
говорят, что ... под именем Досифеи в Ивановском монастыре приняла постриг внебрачная дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского, известная также как княжна Тараканова.
Узниками монастыря иногда становились и царственные особы. Так, сюда была переведена из Покровского монастыря во Владимире насильно постриженная в монахини Пелагея Михайловна, вторая жена старшего сына Ивана IV. В 1610г. здесь была пострижена в монахини Мария Петровна Шуйская, насильно разлученная с мужем, царем Василием Ивановичем Шуйским.
В дальнейшем тюрьму разобрали, и на территории монастыря были ясли для девочек-сирот, училище, иконописная мастерская, духовная библиотека и другие ведомства. В 1918г. монастырь закрыли, одним из первых в Москве. Помещение оказалось в ведении МВД. И, несмотря на то, что обидеть возвращена церкви, часть ее все же остается в ведении органов внутренних дел.
Говорят, что...
... в 1730-х годах в Ивановском монастыре нашли пристанище представители секты "хлыстов" или "Людей Божиих". Сектанты не признавали священников, святых, церковные книги, государство. Их богослужения (радения) проходили ночью в чтении и аллегорическом толковании Священного Писания, самобичевании, кружении, доводящем до экстаза и иногда завершавшимся оргиями.
... в 1666г. в богадельне Ивановского монастыря завелась нечистая сила, изгнать которую удалось только призванному из Флорищевой пустыни иеромонаху Иллариону (впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский), который "пять недель с двумя иноками там подвизался в молитвах". Оказалось, что "буянила" в церкви душа неотпетого мальчика Ивашки.
Но до сих пор на фотографиях туристов нет-нет, да и проявится чертовщина.
Практически через дорогу от Ивановского монастыря скрывается невидимый памятник Осипу Мандельштаму. Памятник совершенно не видно с дороги и найти его можно только совершенно точно зная о его существовании)) нам он известен благодаря нашему великому краеведу Саше Аронову, известному в узких кругах как Torch Project
Все ведь знают, что я обожаю дарить подарки)) Поэтому именно здесь, у прекрасного Мандельштама наш боевой отряд улыбался до ушей маленьким безделушкам))
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла (евангелически- лютеранская кирха)
Это один из наиболее старых лютеранских приходов в России.
Эта церковь трижды горела (в 1711, 1737 и 1748 году), и была уничтожена в 1812 году.
В 1924 году, с переносом столицы из Петербурга в Москву, Кафедральный собор стал главным лютеранским собором в СССР. Но вскоре начались гонения на протестантов. Из собора свв. Петра и Павла в первые годы советской власти были изъяты многие ценности.
В 1938 году здание передали Красногвардейскому райсовету под кинотеатр. Затем собор отдали студии "Диафильм", которая перестроила здание, уничтожив весь внутренний интерьер.
Спустя 50 лет, в 1988 году церковь вновь начала действовать. К середине 1997 года начались восстановительные работы. И до сих пор идут работы по возвращению кирхе исторического облика. Высота кирхи со шпилем составляет 62 метра.
В 1892 году приход приобрел новый 42-регистровый трехмануальный орган. Этот орган стал лучшим концертным инструментом Москвы. Но во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в Новосибирский театр оперы и балета, где был частично пущен на металлолом, частично на декорации. По другим сведениям орган перевезли в крематорий Донского кладбища, где он сохранился до сих пор. А в 1996 году возрожденной общине свв. Петра и Павла был передан исторический романтический орган фирмы "Вильгельм Зауэр" из лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе. Орган Евангелическо-лютеранского собора Петра и Павла один из 4-х церковных органов в Москве, он пятый по количеству регистров в Москве, а также один из самых старых органов в России.
В целом, кафедральный собор играл важную роль не только в религиозной, но и в культурной жизни Москвы - в нем выступали выдающиеся российские и иностранные музыканты. Например, единственный органный концерт Ференц Лист дал именно в кирхе Петра и Павла. И сейчас в храме проводятся концерты органной музыки. А богослужения в соборе проходят на русском и немецком языках.
Конечно же, мы не могли не зайти в дворик Московского союза художников, но он, как мы и предполагали, занесён снегом. Зато напротив мы обнаружили совершенно милое здание - церковь Космы и Дамиана.
Церковь эта необычна по своей композиции и, безусловно, привлекает к себе внимание.
В начале 30-х годов храм Космы и Дамиана на Маросейке разделил судьбу многих русских церквей: приход разогнали, иконы и украшения конфисковали, и они пропали без следа. Был подписан приказ о взрыве храма, но он остался стоять. А впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы. В 60-е годы были снесены 3 церковных постройки, на их месте появилось административное здание, а храм Космы и Дамиана передали ему под архив.
Сейчас богослужения возобновлены.
А ровно напротив, через Маросейку стоит маленький Эрмитаж - дом М.Р.Хлебникова, который мы сначала по ошибке приняли за дворец Апраксина.
Следующим хозяином дворца стал знаменитый герой русско-турецкой войны генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев-Задунайский, а потом его сын Николай.
Сейчас на воротах дома можно увидеть надпись "Свободен от постоя". Появись она по достаточно прозаичному событию. Когда хозяевами дома стали купцы Грачевы, они внесли большую сумму на постройку военных казарм в Москве, и за это их освободили от обязательного в то время содержания на постое военных. Сейчас в этот здании работает посольство республики Беларусь.
И если бы не ещё один наш великий краевед Александр Агапов, так бы и оставаться нам в глубоком неведении относительно Апраксинского дворца. Но его бдительность привела нас к истине.
Дом находится на Покровке и именно его называют "московский зимний дворец в миниатюре" - здание в стиле рококо с богатым декоративным убранством. Дом был построен в 1766г. по одним предположениям Ухтомским, по другим неизвестным учеником Растрелли для фельдмаршала Степана Апраксина. Но семья Апраксиных прожила в нем недолго, и уже в 1772г. по каким-то неясным обстоятельствам рассталась с домом. После этого усадьба принадлежала князьям Трубецким. Здесь на уроках танцев у Трубецких в детстве бывали Александр и Ольга Пушкины. Пушкин посещал дом и позже, бывая в гостях у управляющего делами и имениями Трубецких Василия Корнильева. Кстати, владельцев дома называли Трубецкими-Комодовыми.
Затем в доме-комоде разместилась 4-я мужская гимназия. А сейчас в нем родильный дом.
"Дом-комод" его называют благодаря причудливой форме плана, напоминающей этот старинный предмет мебели.
О, сколько раз мы сидели в скверике рядом с этим домом и даже не подозревали о его существовании...
Говорят, что...
...дом был "репетицией" Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге и был подарен Елизавете и ее тайному мужу графу Разумовскому, с которым она обвенчалась в церкви Воскресения Соловущего в Барашах.
Здесь и закончилась наша первая краеведческая экскурсия.. Мы забрели в ближайшую "Шоколадницу", дабы согреться и вдоволь поболтать
Жизнь в розовом цвете волшебна))
А вот только малая часть нашей развесёлой компании)) Надеюсь, до новых встреч