Украинскую политику настолько «заговорили» в российских медиа, что понять, как развиваются процессы на Украине оказалось практически невозможно (положа руку на сердце, какие вы можете сделать выводы о процессах на Украине после просмотра очередного ток-шоу о ней?). В итоге люди включили естественные внутренние защиты от информационного шума про Украину (также мы, например, учимся рефлекторно не замечать рекламу на сайтах).
Но политика на Украине никуда не делась. Она специфически развивается и являет феномен Шария, который стоит обсудить. Анатолий Шарий - крупнейший русскоязычный политический видеоблогер. Канал Шария на Ютубе, по данным сервиса Social Blade, в среднем набирает 1 607 988 просмотров в сутки. Для сравнения, канал Алексея Навального на Ютубе в среднем набирает в два раза меньше - 880 576 просмотров в сутки. Справочно, просмотр на Ютубе в минутах «весит» в несколько раз больше одного уникального посетителя сайтов СМИ.
Несмотря на столь широкий охват и активную политическую деятельность (к ней сейчас перейдем), Шарий находится вне фокуса не только украинских, но и российских СМИ. У нас ниша «разумного голоса с Украины» отдана Виктору Медведчуку, заявления которого регулярно отписывают ведущие агентства (вслед за ними переписывают и другие СМИ).
На Украине Шарий сначала был для СМИ персоной нон-грата по цензурным соображениям. Он вел информационную войну с украинской властью и, в особенности, с Петром Порошенко (когда он занимал пост президента Украины). Затем, после победы Владимира Зеленского на выборах президента Украины (Шарий агитировал за Зеленского в пику Порошенко), Шарий стал появляться в СМИ, которые на Украине относят к лагерю «пророссийских» (на деле никаких пророссийских СМИ и политиков на Украине не существует).
В 2019 году Шарий становится политиком, его партия («Партия Шария») была зарегистрирована за 1,5 месяца до выборов в Верховную раду (состоялись 21 июля 2019 года), на которые партия Шария заняла 10 место, набрав 2,23%. После выборов партия Шария стала развиваться в широкий общественно-политический проект с серьезной заявкой на последующие выборы.
С точки зрения идеологии партию Шария можно называть популистской. За всё хорошее (мягкое сближение с Европой, без радикализма, социальный патернализм) и, главное, против всего плохого (пересажать старые элиты, ее пропагандистов и уличных «активистов»). Это не антибандеровская партия (антибандеровцы защищают ДНР и ЛНР). А Шарий не «пророссийский» политик. По убеждениям он скорее украинский националист (в классическим понимании национализма). В целом идеологически Шарий находится в современной европейской право-популистской струе. Целевая аудитория Шария - юго-восток и центр Украины.
Политический конфликт Зеленского и Шария, работающих на одну аудиторию с во многом пересекающимися посылами, был вопросом времени. Фактический отказ Зеленского от выполнения предвыборных обещаний и воспроизведение многих практик времен Порошенко, ускорили раскрут противостояния Зеленского и Шария. В этой связи нельзя не отменить феномен Шарий номер один. Партия Шария создает движуху без какой-либо идеологии и позитивной программы (если не считать таковой, чтобы не было беспредела). Борьба властей с партией Шария создает вокруг нее движуху и, как следствие, поднимает рейтинг Шарию.
Нападения бандеровцев из «Национального корпуса» на активистов партии Шария работает на партию Шария. Создавая и разогревая для партии образ главного противника бандеровского беспредела. Безусловно, если бы нападения были тотально жестокими (не жестокими, как сейчас, а гонениями на всех и без всякой пощады), а саму партию Шария запретили бы юридически, то такие гонения могли бы поставить крест на данном политическом проекте. Но по факту партию Шария (пока?) не запретили, а нападения носят точечный характер, порождая жертв и героев борьбы с нападавшими бандеровцами.
Сегодня повторяется даже политтехнологический ход атак Шария на Порошенко. Если ранее активисты Шария ходили на общественные мероприятия Порошенко («преследовали Порошенко»), чтобы задать ему неудобный вопрос про преследования журналиста Шария. То сегодня активисты партии Шария «преследуют Зеленского», чтобы задать ему неудобный вопрос про нападения на активистов партии Шария.
Главный же, безусловно, беспрецедентный феномен Шария, это его медиаресурс. Шарий на ресурсе фактически только своего блога на Ютубе набрал 2,23% голосов на парламентских выборах (напомню, что партия Шария была зарегистрирована за 1,5 мес. до выборов). Сегодня рейтинг партии Шария по разным оценкам составляет от 2,4% до 11%. Но на Украине нет адекватной социологии и здесь трудно ориентироваться на что либо, когда речь идет о внесистемной силе (накануне парламентских выборов Шарию социологи давали 0,5%).
Главный ориентиром может быть рейтинг Зеленского, который упал примерно в два раза от своего пика и продолжает снижение. Избиратели Зеленского должны к кому-то перейти. И это явно не Порошенко и не другие совсем пробандеровские силы.
Наличие собственного медиа, которое коротко можно охарактеризовать по формуле Людовика XIV, «медиа - это я!», делает Шария непонятным и для журналистов, и для политиков.
Карьерные, «выбившиеся в люди» (принимающие решения) журналисты, привыкли мыслить категорией обслуживания интересов хозяев. Ведь именно от них зависит карьерное продвижение того или иного журналиста. Особенно это характерно для зарегулированного политического медиа-контента.
Политики же привыкли ориентироваться на медиа и работать через них. Где окажется тот или иной герой политических трибун, если завтра его доступ в СМИ будет полностью заблокирован? Отличие Шария в том, что он сам себе медиа. И потому может мыслить не в категории обслуживания чужих интересов, а в категории реальной четвертой власти, которая хочет стать первой (законодательной) и второй (исполнительной).
На Украине нет аналогов Шария. Тот же Зеленский, при всей его первоначальной свежести, герой из телевизора. Это классический образец звезды шоу-бизнеса старой генерации. В России нет аналогов Шария. Навальный не имеет хода на федеральное ТВ, но со времен преддверия Болотной (с 2011 года) имеет широкую поддержку СМИ всех остальных форматов (электронные, радио, бумажные). Собственно говоря, изначального именно СМИ раскрутили звезду интернета Навального. И сегодня СМИ придают веса его публикациям.
Феномен Шария - это феномен прорыва из Ютуба в большую политику, без решающей опоры на СМИ.