Зерна

Dec 17, 2018 20:11

Этот спектакль задевает особенно. Смотрел 2 раза и обязательно пойду еще.

image Click to view



Россия проиграла холодную войну. Это ужасный проигрыш, страна фактически оккупирована, убежден режиссер Московского театра “На досках” Сергей Кургинян. Печать поражения стоит на каждом русском. Для того, чтобы преодолеть это поражение, его нужно по-настоящему осмыслить.

Русские не сдаются? Тогда почему они так легко сдали коммунизм? СССР смог победить нацизм, а потом отдал коммунизм за колбасу. Как это могло произойти и как избыть этот позор? Возможен ли русский реванш? Какая жертва нужна для этого? Что делать?

По мнению Кургиняна, никто так остро не переживал поражение, как французы в ходе Второй мировой войны. Ни один крупный писатель Польши или другой страны не останавливался подробно на теме поражения. Советских писателей таких нет (СССР, несмотря на тяготы войны, одержал победу), английских нет, американских нет.

А вот для француза Антуана де Сент-Экзюпери - военного летчика и крупного писателя, не чуждого христианскому персонализму и экзистенциализму, - поражение и капитуляция Франции стали предметом глубокого и мучительного внутреннего осмысления. Экзюпери не сводит все к описанию позорного поражения своей страны. Он размышляет о том, как его преодолевать. В этом смысле повесть “Военный летчик”, по мотивам которой написан стихотворный текст пьесы “Зерна”, это уникальное произведение, очень нужное современной России.

Режиссер Московского театра “На досках” говорит, что поколение людей, родившихся в побежденной стране, не может не выяснять отношения с поколением - виновником поражения. Это выяснение отношений идет, и оно чрезвычайно острое. Выросшее после распада страны поколение лично не проиграло. Оно имеет счет к предыдущему поколению, проигравшему страну. И оно хочет реванша. Состоится ли реванш - зависит от того, сумеют ли люди осознать и преодолеть свою поломку.

Денис, один из зрителей, отмечает, что основной конфликт в спектакле - это конфликт между побежденными людьми и теми, кто, тем не менее, не сдался и хочет что-то восстановить. Но чтобы что-то изменить, недостаточно технологий - нужен человек. В спектакле главный герой говорит: «Знаете ли вы, сколько приборов в самолете?» - то есть он оперирует самолетом как неким инструментом, который может что-то сделать. Ему отвечают: самого главного прибора ты не назвал - самого себя.

По словам другого зрителя, Татьяны, многие люди чувствуют, что театральный мейнстрим не отвечает на их запрос, но они не могут объяснить, в чем дело, не осознают этого до конца. Такие люди идут в обычный театр и раздражаются постановками, которые там предлагают. В театре “На досках” зритель с подобным запросом находит то, что ему нужно. В спектаклях театра актуализируется вопрос о высшем предназначении человека.

Кургинян, театр На досках

Previous post Next post
Up