Обама и Керри всеми силами пытаются протолкнуть договор между «шестеркой» и Ираном через Конгресс. Причем Обама заявил, что наложит вето на решение Конгресса, если оно окажется «неправильным».
Такое острое желание администрации Обамы разрешить Ирану иметь ядерное оружие (а по факту речь идет именно об этом) требует осмысления.
Аргументация Керри:
«Это (т.е. вероятный отказ от сделки с Ираном), друзья мои, быстро станет рецептом в пользу того, чтобы они (иностранные партнеры США) ушли от Украины, где они уже и без того испытывают большие сомнение и готовы сказать (Вашингтону): «Ну, мы сделали то, что должны были» - госсекретарь США напрямую увязывает украинский и иранские вопросы. И заявляет, что отказ от договора с Ираном ослабит позиции США на Украине.
Кроме того, продолжил Керри, отклонение США договоренности с Тегераном стало бы «очень быстро рецептом в пользу того, чтобы американский доллар прекратил быть резервной валютой мира». На его взгляд, возможное смещение доллара с позиции мировой резервной валюты «не произойдет в одночасье». Однако, утверждал Керри, Россия и Китай «занимаются своего рода совместной работой в свете (событий на) Украине», направленной на то, чтобы мировая резервная валюта не была единственной и не контролировалась только США - Керри заявляет, что договор с Ираном должен укрепить позиции доллара, как единственной мировой резервной валюты.
Он также в очередной раз подчеркнул, что отказ Вашингтона от сделки с Ираном оказал бы «глубоко негативное воздействие» на то, как мировое сообщество рассматривает лидерство США, на репутацию Америки на международной арене. США таким образом по существу отвернулись бы «не только от своих союзников» в лице «Великобритании, Франции, Германии, но и несоюзников, но заинтересованных сторон - России, Китая», заявил Керри. Для США «сложности были бы колоссальными», прогнозировал шеф американской дипломатии. По его словам, США при таком развитии событий «потеряют моральное превосходство» - Керри заявляет, что договор с США нужен ради сохранения американской мировому моральному превосходству.
Более подробный анализ мы начнем со следующего заявления главы Госдепа США: «повторил, что США не отказываются от потенциальной военной агрессии в отношении Ирана в целях уничтожения объектов его ядерной инфраструктуры. «У нас имеется военный вариант, и он реален» - то есть США сначала дадут Ирану укрепить свои ядерные арсеналы, а потом начнут с ним войну, логика такова? Напомним, что Иран регулярно делает крайне резкие заявления в адрес Израиля и эти страны находятся и без того в остром противостоянии. В случае начала военной операции США против Ирана, Израиль никак не сможет остаться в стороне и станет одним из ключевых союзников США в этом вопросе. То есть Иран ударит по Израилю, до которого его ядреное оружие достанет. До США не достанет, а до Израиля достанет. То есть США, давая Ирану укрепить и развить свой ядерный арсенал, тем самым выбывают почву из-под ног антииранских лоббистов, которым важна судьба Израиля - они как бы будут спрашивать у них: «Вы хотите увидеть Израиль в ядерном огне? Не надо войны, не волнуйтесь, мы делаем все возможное для вашей безопасности».
Способствуя превращению Ирана в полновесную ядерную державу, США предлагают официально сделать Иран одним из ключевых регуляторов ближневосточной политики: Между тем, реализация договоренности сулит «по-настоящему активное взаимодействие» США и Ирана, уверен Керри. Как он пояснил, такое сотрудничество возможно, в частности, в отношении охваченных внутренними вооруженными конфликтами Сирии и Йемена. «Я только что встречался с министром иностранных дел (России) Сергеем Лавровым и министром иностранных дел Саудовской Аравии (Аделем аль-Джубейром) в Дохе - впервые в трехстороннем формате, чтобы поговорить о том, как мы можем работать вместе, чтобы добиться политического урегулирования в Сирии. Иран, предположительно, может в этом фигурировать».
Госдеп США хочет решать вопросы Сирии и Йемена с участием Ирана, то есть с учетом интересов Ирана.
Теперь вернемся к первом аргументу Керри, напрямую увязывающего украинский и иранский вопросы. Согласно заявлениями госсекретаря США, американцы потеряют свои позиции на Украине, если откажутся от договора с Ираном. Следовательно, если договор состоится, то США усилят свои позиции на Украине, так? За счет чего усилят - это отдельный вопрос (самое очевидное - удар по нефтегазовому экспорту России, но и не только). Главное, что именно усилят, так считает Керри.
Кроме того, Керри считает, что отказ от договора с Ираном ударит по доллару, как мировой резервной валюте. В этих вопросах Иран сам по себе не может быть ключевым фактором. Да, возможны определенные валютные и иные соглашения между Ираном и Китаем, Ираном и Россией и т.д. Но это все даже в перспективе не ударит по доллару так, чтобы можно было ставить вопрос о подрыве его позиций, как мировой резервной валюте. Потому речь здесь может идти об общей стратегии США по удержанию доллара, в которой договору с Ираном отводится особо важное место.
О том что это за стратегия можно судить по заявлению (см. цитату выше) главы Госдепа, в котором он рассказывает о том, что отказ от сделки с Ираном ударит по моральному могуществу американцев. США уже давно взяли на вооружение стратегию «если не можешь сделать лучше у себя - сделай хуже у других». И в этом контексте моральное могущество США, неразрывно связанное с мировой гегемонией доллара, требует морального опускания других. То есть наращивания хаоса в мире. И ради этого, возможно, американцам нужен договор с Ираном.
Обама, чуть ли не ежедневно публично выступающий в поддержку договора с Ираном, заявил, что если Конгресс и Сенат (где большинство у республиканцев) заблокирует договор с Ираном, то он наложит на решение Конгресса вето (для преодоления президентского вето нужно набрать 2/3 голосов конгрессменов, у республиканцев их нет).
При этом Обама проводит параллели между собой и Кеннеди с Рейганом, призывая к мирному решению иранского вопроса. Одно из
заявлений Обамы: Все страны мира, за исключением лишь Израиля, высказались в поддержку соглашения, сказал Обама, добавив: «Единственной альтернативой было бы военное вторжение. Может, не завтра, не через три месяца. Но скоро». Тезис о том, что если бы не соглашение, то США пришлось бы ударить по Ирану, Обама повторял едва ли не в каждом выступлении, объясняя при этом, что «силовой подход к решению международных проблем, как правило, оказывается контрпродуктивным», а «десяток с лишним лет войн на Ближнем Востоке должен был бы научить нас тому, что даже ограниченные военные действия в конечном счете чреваты большими издержками и непредвиденными последствиями».
И это на фоне регулярных призывов к военной операции против Сирии.Администрация Обамы продвигает договор с Ираном, который недавно числился в так называемой «оси зла».
Администрация Обамы публично шантажирует Конгресс наложением вето, ради договора со страной из якобы «оси зла» с Ираном.
Администрация Обамы напрямую бьет по жизненно важным интересам традиционным союзникам США: Израиля и Саудовской Аравии и переламывает лобби израильтян и саудитов (тем самым разрушая сразу два мифа: о всесилии израильского и всесилии саудовского лобби в США). И это не говоря уже о сопротивлении Турции (исторической враг Ирана) и того же Китая (имеющего мощное лобби в США и естественным образом желающего быть монопольным покупателем иранских энергоносителей).
Администрация Обамы провоцирует ядерную гонку на Большом Ближнем Востоке, а значит и во всем мире. Вслед за Ираном и Израиль может официально объявить о своем ядерном статусе, Саудовская Аравия неизбежно станет ядерной (информация о том, что Пакистан передал саудитам бомбу уже проходила публично). Не останутся в стороне и другие державы региона, а вслед за ними и всего мира. Тем самым опасность локальной ядерной войны (очень легко перерастающей в мировую) возрастает скачкообразно. Гипотетическая попытка в будущем купировать этот процесс военным путем, о которой заявляют в США, может привести к обмену ядерными ударами между Ираном и Израилем. США действительно этого хотят?
Масштаб игры явным образом говорит о том, что к амбициям и целям одной лишь администрации Обамы все никак не сводится. Хозяева (как их называются в США, «Kingmakers») перестраивают всю геополитическую концепцию США и ломают все старые конструкции об колено. Но сопротивление этому процессу есть и внутри Америки. Так еще весной группа конгрессменов-республиканцев выступила с публичным заявлением. согласно которому Обама может заключать любые договоры с Ираном, но следующий президент США (республиканец, как уверены республиканцы) их дезавуирует. Такого в XXI веке еще не было.
Идет сверхкрупная игра, игра за новое устройство мира. Если она будет сыграна по нотам США, то никаких других победителей, кроме американцев, в ней не будет. США не нужны сильные ЕС, Китай, Индия, Россия и Иран (о намерении расчленить который американцы неоднократно заявляли). Им нужен хаос, возможно, ядерный.