Курс рубля за последние дни существенно вырос и вроде бы начал стабилизироваться на уровне 50-55 рублей за доллар. Потому мы надеемся, что сейчас можно на более или менее холодную голову обсудить один насущный вопрос - «Потребительский бум, как ответ на экономический кризис».
Резкое падение курса рубля породило огромные очереди в... не только и не столько в обменники (там как раз очередей, по-крайней мере в Москве, особо и не было), а в кассы разного рода супермаркетов и автосалонов.
Очередь в кассу в «МВидео»
То есть острые проблемы в экономике спровоцировали потребительный бум. Мотивов для этого называлось два:
1) Срочное (пока цены не выросли) совершение покупок, которые планировались давно.
2) Защита своих сбережений от инфляции.
Ажиотажный спрос на автомобили
спровоцировал огромные очереди в ГИБДД. Талоны электронной очереди для постановки машины на учет в Москве заканчиваются вскоре после открытия отделов
Первый, как могло бы показаться логичный пункт, фактически говорит нам о том, что в условиях нарастающих проблем в экономике и тяжелых прогнозах на будущее, «квалифицированные потребители» (они же консьюмериат) начинают по максимуму удовлетворять свои потребительские потребности. Что привело к скачку продаж в автосалонах на 50-60%, массовой скупке бытовой техники и появлению соответствующих шуток:
Короче говоря, нам был явлен иррациональный табун «консьюмериатов», в ожидании тяжелых времен почувствовавших жизненную необходимость срочно бежать за новой плазмой в полстены.
Икея всегда славилась своими очередями, но тут натуральное столпотворение, как метро в час пик
Второй пункт еще более показателен. «Квалифицированные потребители», напуганные экономическими потрясениями, вместо того, чтобы купить валюту и экономить, начали вкладывать деньги в... машины и бытовую технику.
В Белоруссии ажиотажный потребительный спрос, пройдясь по полкам местных супермаркетов, перекинулся в соседние с Белоруссию области: Смоленскую, Брянскую и Псковскую
Начнем с авто. Покупая новую машину вы только выехав из автосалона уже теряете 10-20% от ее стоимости. Далеко не факт, что все автодилеры повысят реальные (с учетом скидок на месте) отпускные цены до уровня, соответствующего курсовым изменениям. И, главное, во время экономических потрясений автомобили - это неликвидный товар, вы просто не сможете продать машину за ее адекватную стоимость.
Бытовая техника - это вообще песня. Нам бы хотелось посмотреть в глаза живого человека, который реально вложил свои сбережения в новый плазменный телевизор.
В Кирове число покупателей в магазинах бытовой техники
выросло на 50-60%
Нам кажется, что основным мотивом для этого потребительского безумия послужило не желание сделать срочные покупки, пока все не подорожало, и не намерение вложить деньги, а вытесняющая защитная реакция. Возникают экономические проблемы, ответить на них всерьез, значит, как минимум, изменить по-настоящему свой образ жизни, а этого совсем не хочется. Но вызов-то экономических проблем остается, потому нужно его вытеснить. Вытесняясь он оказывается загнан в подполье и начинает требовать оттуда разного рода компенсаций. Прежде всего, потребительских, причем не исключено, что ажиотаж перекинулся на сектора теневой экономики, массового так сказать потребления.
В заключение у нас только один вопрос: Что произойдет на новом витке обострения холодной войны, которую США развязали против России? И сколько у нас есть времени, чтобы к этому приготовиться?