Вы предъявляете мне цитату из справочника и предлагаете её прокомментировать. Я Вам всё объясню, мне не жалко (пока есть время). Только обещайте мне, что продолжите чтение Освальда Арнольдовича.:)
Так вот, как человек, изучавший математические формулы сначала в школе, потом в спецшколе, потом 6 лет на физтехе и затем ещё 3 года в аспирантуре, смею утверждать, что прежде, чем начать изучать область значений, следует разобраться с областью определений. Что такое Россия и что такое Китай. Историю каждой цивилизации можно разбить на периоды, аналогичные возрасту человека. 1. Предыстория (дикость, варварство, образование государственности) - аналог детства и юности. Обычно тысяча лет, не считая корней в глубокой древности. 2. Собственно история ("Средневековье", Реформация, Просвещение, коммунизм, империализм и т.д.) - творческий период жизни человека. Ещё тысяча лет. 3. Поздняя цивилизация (старость) - тут кому как повезёт. Античности не дали возможности коптить небо долгие века, а Китаю дали.
Россия только-только закончила свою предысторию и входит в собственное "средневековье" - период религиозного творчества. (аналог 18-ти летнего юноши. Запад (50-ти летний ловелас) заканчивает свою историю, готовится к "старости" и озабочен, прежде всего, сохранностью своих богатств и "пенсионных накоплений". Китай - глубокий 80-ти летний старик, проникнутый совершенно иными заботами. Внутренняя история Китая завершилась ещё в 1 тыс. до н. э. И что означают для цивилизации ещё 2 тысячелетия глубокой старости нам трудно понять, потому что даже Египет перед персидским завоеванием был цивилизационно "моложе".
Итак, мы сравниваем 18-ти летнего юнца (же попробовавшего алкоголь, секс, затянувшего "косячек и считающего, что уже "познал жизнь") с древним стариком, обладающим совершенно иной внутренней логикой. Такова "область определения". Теперь перейдём к религиям. Что они из себя представляют? Каждая религия имеет аналогичные жизненные фазы. Собственно религия, вера, существует только во втором (творческом) периоде истории Культуры/цивилизации. Религия - душа культуры. В первый период эта душа ещё не сформировалась, и мы наблюдаем лишь языческие суеверия, пусть даже и в христианской оболочке. В третий период религия (вера) уже умирает, остаётся лишь религиозная оболочка, религиозная традиция и философия.
Чем принципиально различаются Россия и Китай? Тем, что в России из существующей бурлящей каши только-только формируется новая религия, новое вероучение, которое, подобно германскому католицизму возникнет, скорее всего, в христианских формах (хотя, была попытка рождения в коммунистическом формате). Китай же представляет из себя мертвое иррелигиозное поле, на котором спокойно существуют обломки предыдущих культур - не религии, а философские традиции, интересующие пресыщенный ум старца.
Что касается "области значений", применительно к Китаю. Вы удивитесь, но религиозные традиции в Китае имеют сугубо прикладное значение. Конфуцианство - философская практика чиновничества, государственного аппарата. Оно было создано чиновником и предназначалось для чиновничества, как философия управленца (кшатрия, политика). Даосизм - философия "продвинутых", т.е. испытывающих потребность в некоей "духовности", это философия того слоя, который в иные периоды формирует духовенство, брахманов, мистиков, гностиков и т.д. Всё остальное - буддизм, ислам, католичество, протестантство - для "пипла", который "хавает" то, что ему дают. Конечно, каждое из этих течений отражает определённые политические и исторические процессы, проходившие на территории Китая столетия назад или сегодня, но к религии в нашем понимании это не имеет никакого отношения. Протестантство в Китае сродни либерализму в России - удовлетворение желания поставить себя вне традиционного социума.
P.S. Мораль (не путать с нравственностью) - есть сугубо религиозная категория. (В Китае и на Западе уже нет морали, есть только нравственность). И если Вам, как атеисту, важно моральное обоснование, то это свидетельствует лишь о религиозном характере Вашей "атеистической" веры. Что вполне естественно для русского человека.:)
Так вот, как человек, изучавший математические формулы сначала в школе, потом в спецшколе, потом 6 лет на физтехе и затем ещё 3 года в аспирантуре, смею утверждать, что прежде, чем начать изучать область значений, следует разобраться с областью определений. Что такое Россия и что такое Китай.
Историю каждой цивилизации можно разбить на периоды, аналогичные возрасту человека.
1. Предыстория (дикость, варварство, образование государственности) - аналог детства и юности. Обычно тысяча лет, не считая корней в глубокой древности.
2. Собственно история ("Средневековье", Реформация, Просвещение, коммунизм, империализм и т.д.) - творческий период жизни человека. Ещё тысяча лет.
3. Поздняя цивилизация (старость) - тут кому как повезёт. Античности не дали возможности коптить небо долгие века, а Китаю дали.
Россия только-только закончила свою предысторию и входит в собственное "средневековье" - период религиозного творчества. (аналог 18-ти летнего юноши.
Запад (50-ти летний ловелас) заканчивает свою историю, готовится к "старости" и озабочен, прежде всего, сохранностью своих богатств и "пенсионных накоплений".
Китай - глубокий 80-ти летний старик, проникнутый совершенно иными заботами. Внутренняя история Китая завершилась ещё в 1 тыс. до н. э. И что означают для цивилизации ещё 2 тысячелетия глубокой старости нам трудно понять, потому что даже Египет перед персидским завоеванием был цивилизационно "моложе".
Итак, мы сравниваем 18-ти летнего юнца (же попробовавшего алкоголь, секс, затянувшего "косячек и считающего, что уже "познал жизнь") с древним стариком, обладающим совершенно иной внутренней логикой. Такова "область определения".
Теперь перейдём к религиям. Что они из себя представляют?
Каждая религия имеет аналогичные жизненные фазы. Собственно религия, вера, существует только во втором (творческом) периоде истории Культуры/цивилизации. Религия - душа культуры.
В первый период эта душа ещё не сформировалась, и мы наблюдаем лишь языческие суеверия, пусть даже и в христианской оболочке.
В третий период религия (вера) уже умирает, остаётся лишь религиозная оболочка, религиозная традиция и философия.
Чем принципиально различаются Россия и Китай? Тем, что в России из существующей бурлящей каши только-только формируется новая религия, новое вероучение, которое, подобно германскому католицизму возникнет, скорее всего, в христианских формах (хотя, была попытка рождения в коммунистическом формате). Китай же представляет из себя мертвое иррелигиозное поле, на котором спокойно существуют обломки предыдущих культур - не религии, а философские традиции, интересующие пресыщенный ум старца.
Что касается "области значений", применительно к Китаю.
Вы удивитесь, но религиозные традиции в Китае имеют сугубо прикладное значение.
Конфуцианство - философская практика чиновничества, государственного аппарата. Оно было создано чиновником и предназначалось для чиновничества, как философия управленца (кшатрия, политика).
Даосизм - философия "продвинутых", т.е. испытывающих потребность в некоей "духовности", это философия того слоя, который в иные периоды формирует духовенство, брахманов, мистиков, гностиков и т.д.
Всё остальное - буддизм, ислам, католичество, протестантство - для "пипла", который "хавает" то, что ему дают. Конечно, каждое из этих течений отражает определённые политические и исторические процессы, проходившие на территории Китая столетия назад или сегодня, но к религии в нашем понимании это не имеет никакого отношения. Протестантство в Китае сродни либерализму в России - удовлетворение желания поставить себя вне традиционного социума.
P.S. Мораль (не путать с нравственностью) - есть сугубо религиозная категория. (В Китае и на Западе уже нет морали, есть только нравственность). И если Вам, как атеисту, важно моральное обоснование, то это свидетельствует лишь о религиозном характере Вашей "атеистической" веры. Что вполне естественно для русского человека.:)
Reply
Leave a comment