До Второй мировой войны Тацы жили в маленькой литовскй деревне
Гиркальнис недалеко от города Расейняй. В деревне было 27 еврейских семей, по большей части родня и среди них мой прадедушка Хаим-Хирш Фридман.
Во времена царского режима в России не призывали в армию единственного сына в семье, поэтому мудрый глава семьи Тац (дедушка моего прадедушки Хаима) дал четырем своим сыновьям разные фамилии: Тац, Виник, Фридман и Блехер. Поэтому в деревне жили близкие родственники под разными фамилиями.
С первых дней Второй мировой войны в деревне не осталось никакой власти.
Однажды ранним вечером злодеи из этой же деревни под предводительством Антанаса Миколитиса и Йозаса Локоминаса захватили власть в деревне. Они ворвались в синагогу, вытащили на улицу свитки Торы, принялись их рвать и топтать. Заметив в окне главного раввина деревни рава Хаима Ицхака Ософски, они выволокли его на улицу и избили до полусмерти.
На следующий день убийцы, повязав на плечо белые повязки, начали уничтожать евреев деревни. Они схватили нескольких больных мужчин и пять пожилых женщин и повели их за границы деревни. Двое сыновей одной из женщин, братья Зильберман, не захотели отпускать ее одну и добровольно пошли с ней. За границей деревни всех расстреляли. Спустя еще несколько дней возбужденные убийцы собрали всех евреев деревни (около 120 мужчин, женщин и детей) в три дома: одним из них был дом Шмуэля Таца, другим - дом Шимона Гольдберга и третим - дом Авраама Блехера. В этих домах людей продержали взаперти без еды и воды в течении недели.
21 августа измученных и ослабевших их вывели из домов и потащили за полкилометра от деревни Корпишок. Всем пленникам приказали раздеться догола и расстреляли их.
В тот день лил сильный дождь с молниями и убийцы поспешили спрятаться от ливня в соседний лесок. Они не только не похоронили убитых, но и не удостоверились, что все погибли. Ицхак Блехер был легко ранен. Его жена и шестилетний сын были на последнем издыхании, а трехлетняя дочь убита. Умирающая жещина сказала, что ей осталось совсем немного, а Ицхаку следует как можно скорей бежать оттуда. Простившись с женой, он подхватил сына, выбрался из братской могилы и скрылся в лесу. Ночью похоронил скончавшегося у него на руках сына под деревом и поутру вернулся в деревню.На краю деревни была кузница, кузнец дал беглецу помыться, перевязать раны, принес свою старую одежду и обувь, немного еды в дорогу и поскорее выпроводил его.
До конца войны Ицхак Блехер бродил по окресным деревням, прятался в лесах и таким образом выжил, а после войны смог рассказать о своих ужасных злоключениях и о кончине еврейского населения Гиркальниса.
Согласно книге "Резня в Литве" (The Butchery in Lithuania (Tevach Hamoni b'Lita)) на братской могиле в Гиркальнисе написано: "Деревня Корпишрк, 10 км на юго-восток от Расейняй около Гиркальниса, август 1941 года, число жертв - 600-650.".