Сказочный вопрос-ответ. Третья сказка про собачьи носы.

Apr 29, 2017 15:07

Читатель dymchataya интересуется, кожаный ли нос у собаки. В биологическом плане - несомненно, кожаный. Но как вы знаете, кроме биологического определения, есть еще и торговое, по которому морковка - фрукт (чтобы была возможность продавать морковное варенье), а таблетки "Дианэ-35" - предназначены для лечения каких-то женских недомоганий (чтобы была возможность продавать их в странах, где противозачаточные таблетки запрещены). Так вот, с 1924-го года в Советском Союзе (а позже - в России, как правопреемнике СССР, а также почти во всех странах бывшего Союза) собачий нос считается "разновидностью клеенки". Каждая собака, живущая на территории бывшего СССР, должна за это, то есть, за право жить, благодарить Людмилу Уланову, а тогда - просто маленькую девочку Милу. Потому что история возникновения этого странного, на первый взгляд, определения - трагична.
А дело было так.
В разгар НЭПа люди в Советском Союзе резко разделились по степени дохода. Когда большая часть населения практически голодала, меньшая часть - вновь народившийся класс нуворишей - имел излишек наличности, а потому большУю часть тратил либо на накопление в золотых червонцах и иностранной валюте, либо на демонстрацию своего богатства.
Поэтому собакам в это время приходилось ой, как несладко. С одной стороны, на них охотились беднейшие слои: мясо собаки, извините, ели, а шкуру использовали, да-да, "на белку для потребкооперации" - то есть, из собачьих шкур шили меховые изделия, иногда выдавая их за более дорогой мех ("мексиканский тушкан" - извините, обилием цитат я сдерживаю эмоции), иногда - не скрывая происхождения. И люди покупали.
К тому же, собака была объявлена "непродуктивным животным" - то есть, животным-паразитом, не приносящим пользы. Исключения делались для собак, работающих в силовых структурах (армия, милиция), охотничьих собак (принадлежащих действующим охотникам-промысловикам) и собак-поводырей.
К чему привело почти столь же тотальное уничтожение кошек - вы знаете. Крысы, разносимые ими болезни, эпидемия тифа, невосполнимо испорченные грызунами шедевры живописи и архитектуры. Отсутствие собак было заметно не так сильно.
Но самое страшное собакам еще предстояло. В моду у женщин "богатого класса" вошли сумочки из собачьих носов. Да-да, тут нет ошибки. Черную мочку собачьего носа срезали - и из десятков, а то и сотен таких носов шили дамские сумочки. В Москве даже отмечали возникновение городской легенды, что такую сумочку невозможно украсть. Конечно, вы понимаете, что собака, лишившись носа, не могла жить. Так как такая сумочка стоила баснословно дорого, а собак для производства только одной штуки требовалось, повторю, десятки, охота на несчастных животных приобрела массовый масштаб. Если раньше ловили только крупных пушистых собак - то теперь в ход шли все: крохотные болонки и огромные московские сторожевые, молодые и старые, больные и здоровые, упитанные и истощенные.
Государство не одобряло эту жуткую живодерскую практику, но сделать ничего не могло - уровень преступности тогда достигал непредставимых в наше время масштабов. К тому же, запретить покупку кооперативами собачьих носов у населения тоже было нереально - Указ о покупке у населения излишков сельхозпродукции был для НЭПа основополагающим, а потому отмена его ради собак нанесла бы экономике молодого советского государства серьезный урон.
Спас собак случай. Заместитель Наркома Внешней и Внутренней Торговли СССР Леонид Борисович Красин был дружен с семьей Улановых, инженеров, сделавших много для приведения в жизнь плана ГОЭЛРО. И вот в этой семье случилась трагедия - на прогулке у дочери инженеров, семилетней Милочки, какая-то неопознанная криминальная личность выхватила из рук поводок, на котором шел Винтер - любимый песик девочки, подаренный ей самим Красиным.
Придя в гости к Улановым, Красин был поражен горем девочки. Но объяснил ее родителям, что повлиять на отлов собак не получится - носы, как и другие части кожи, принимать можно.
- А у моего Винтера, - вдруг закричала Милочка, - нос был не кожаный, а клеенковый!
Рыдающую девочку увела няня, а Красин тут же позвонил своему начальнику, Александру Дмитриевичу Цюрупе - и сообщил о гениальном решении проблемы.
На следующий день Нарком Торговли издал указ, где материал собачьего носа был назван "клееной тканью (клеенкой)". А значит - не мог поставляться в кооперативы частными лицами, так как текстильная промышленность работала централизованно.
Так, благодаря девочке Миле, советские собаки были спасены. А собачий нос по нормативам торговли является клеенкой.

ЖНЛ, не в рифму, Спрашивали-отвечаем

Previous post Next post
Up