Жизнь незамеченных людей. Наталья Герасимова-Григорьева

Mar 05, 2017 02:43

Наталья Никифоровна Герасимова родилась 31 марта 1753 года в имении своих родителей в Орловской губернии. Ее отец - зажиточный помещик Никифор Герасимов, был человеком образованным и интеллигентным. Под влиянием философов эпохи Просвещения, он принялся учить свою дочь наравне с мальчиками.
Уже к десяти годам юная Наталья не только умела прекрасно читать и писать по-русски и по-французски, но и знала основы латыни, математики, географии, истории и других наук. Отец и нанятые учителя даже показывали девочке физические и химические опыты.
Наталья росла очень самостоятельной и разумной девушкой. Отец не жалел денег на учителей - и очень гордился успехами дочери.
Но когда Наталье исполнилось шестнадцать, случилось событие настолько шокирующее, что и спустя многие десятилетия, рассказы о нем ходили по светскому обществу в качестве анекдотов.
По соседству с имением Герасимовых находились также имения, принадлежавшие неким Мезенцевым и Алдановым. И в той и в другой семье имелись сыновья: Дмитрию Мезенцеву было на момент событий девятнадцать, а Александру Алданову - двадцать один год.
Алданов - на тот момент уже довольно известный в узких кругах поэт - стал первой любовью Натальи. Будучи лишена светских предрассудков, не понимая роль женщины в современной ей России, живя в построенном ее отцом хрустальном замке, где царили невиданные демократия и эмансипация, Наталья не придумала ничего лучше, чем написать своему избраннику любовное письмо - и положить его в дупло дерева, под которым молодой поэт имел привычку после обеда сидеть и сочинять стихи. Письмо, написанное в стихотворной форме, содержало крайне смелое, почти неприличное описание чувств Натальи к Александру.
Впоследствии списки с этого сочинения ходили по всему Петербургу. Как они туда попали - станет понятно далее.
Несмотря на откровенно шокирующее поведение Натальи, Александр ответил ей уверением во взаимности чувств. Они несколько раз встречались, ради шутки переодевшись в крестьянские костюмы.
Старшие Алдановы и Герасимовы уже вовсю планировали свадьбу, когда случилась трагедия.
Третий сосед, Дмитрий Мезенцев, переодевшись учителем французского языка, пробрался в имение Герасимовых, где пытался совратить Наталью. Та в слезах бросилась к Александру - и Алданов вызвал Мезенцева на дуэль.
Мезенцев был более опытен в дуэлях - и убил Алданова первым же выстрелом.
На следующий же день Наташа была срочно вывезена из родительской усадьбы в отдаленный гарнизон к брату матери - капитану Папанову - подальше от преследований Мезенцева. В ночь перед отъездом Герасимовых усадьба Мезенцевых запылала. Была ли в том вина Натальи - история умалчивает.
Но и в гарнизоне не было Наталье покоя. Прожив у дядюшки несколько вполне безбедных лет, Наталья попадает в самую пучину пугачевского бунта. Ее сердечного друга, молодого дворянина Петеньку Казенова, служившего под началом Папанова, который спас Наталью от озверевших пугачевцев, его сослуживец ложно обвинил в сотрудничестве с Пугачевым.
И Наталья, оставаясь все такой же эмансипированной бесстрашной девушкой, отправилась в Петербург к самой царице выпрашивать для него прощения.
Царица была поражена глубиной образования и смелостью Натальи. Прошение о помиловании написала немедленно, при этом вывела саму Наталью в свет. На первом же балу Герасимова знакомится с генерал-аншефом Андреем Григорьевым. Пышные усы и художественные способности генерала так впечатлили Наталью, что она влюбилась в него без памяти - и вскоре стала его женой.
Андрей всячески поощрял научные изыскания супруги. Для нее на деньги генерала (и с протекции царицы) был построен «университет небесной механики» в Петербурге, где Наталья сначала осваивала науки у лучших европейских ученых того времени, а затем сама преподавала.
Супруги часто путешествовали, побывали во многих уголках Европы. Наталья была знакома с величайшими умами того времени, со многими находилась в длительной переписке.
Среди ее научных работ особое место занимает написанная в Баден-Бадене «Теория карточных выигрышей». В этой довольно скромной брошюре, посвященной карточной игре, закладываются основы того, что позже было названо теорией вероятности.
Хотя книга содержит множество математических выкладок, она написана столь понятным и приятным языком, что была настольной книгой не только Канта и Льюиса Кэрролла (книгу перевели на многие языки, причем французский, немецкий и английский переводы делала сама автор), но и Пушкина и Достоевского.
Умерла Наталья Григорьева в глубокой старости, в окружении внуков и правнуков, воспитанных бабкой в европейской традиции.

ЖНЛ, не в рифму

Previous post Next post
Up