И еще о новом Холмсе

Jan 04, 2017 12:00

В один из моментов просмотра «Шести Тетчер» я взвизгнула. Это было не когда убили Мэри (странная нелепая смерть из принципа «Ну надо же было с ней что-то сделать», но могли бы хотя бы аквариум разбить, хотя в данной ситуации рыбок - жальче).

А взвизгнула я, когда Холмс, распутывая дела в режиме скоростного компьютера, произнес: «Учителем для канарейки был именно он». И это вау. И это такой «привет вам, поклонники Шерлока Холмса», который приятно получить. Итак, кто же он - таинственный учитель для канарейки?

Думаю, любому известно, что о Шерлоке Холмсе писал не только Артур Конан Дойл. Причем писали о нем еще сильно до того, как появилось слово «фанфик». В общем-то, еще при жизни Конан Дойла стали издавать многочисленные поделки о приключениях великого сыщика. Вплоть до порнорассказов. После смерти Артура, за дело взялся его сын Адриан (вот не советую - скучноват), а потом - все, кому не лень.
Среди таких «неленивых» есть замечательный человек по имени Николас Мейер. Вообще, довольно известный сценарист и режиссер - написал и поставил чуть ли не половину «Стар Треков», номинировался на Оскар, в общем - довольно известный дяденька.

Но это потом. А пока, в 1974-м году двадцатидевятилетний Николас пишет роман «Семипроцентный раствор». Про Холмса. Главная прелесть этого романа - абсолютное авторское бесстрашие. Когда современные авторы берутся за Холмса, они, как правило, используют два варианта: первый - Холмс в нашем времени (тут все понятно), второй - Холмс в мире Конан Дойла. Второй вариант, как правило, получается так себе - трудно глядеть на мир глазами ровесника Алисы Лиддел, не зная половины всего об этом мире - и зная о нем то, что современник и представить не мог. Получается эдакий «хруст английской булки», в котором слишком заметны попытки автора обойти незнакомые ему моменты.

Что делает Мейер? Он идет третьим путем. В одну папочку собирает «что мы знаем о Холмсе» (англичанин, обеспеченный, наркоман, детектив, далее везде), а в другую - «что мы знаем о мире конца девятнадцатого - начала двадцатого века». И это, заметьте, совсем не то, что знает об этом мире Конан Дойль.

Итак, «Семипроцентный раствор» (на русском - «Вам вреден кокаин, мистер Холмс»). Уотсон крайне озабочен состоянием Холмса: наркотики, маниакальная ненависть к Мориарти, все такое… И он отправляет его на континент к не слишком, но уже скандально известному молодому ученому, кажется, изобретшему способ преодоления наркозависимости. Ага, к некому Зигмунду Фрейду.

Ну, и конечно благодаря Фрейду Холмс узнает много о себе, о Мориарти, о своей матери, обо всем остальном…
И, конечно, некоторая детективная составляющая тоже присутствует.
А в 1976-м году Герберт Росс (очень нефиговый режиссер, ну да, я его люблю за дорогую моему сердцу «Большую пену») снимает одноименный фильм, который по-русски обозвали «Критическое решение».
В роли Холмса - Никол Уильямсон. Актер, певец, Гамлет, Макбет, Мерлин. В роли Холмса… Ну, на мой вкус, довольно никакой. Впрочем, ему в фильме не то, чтобы есть, что делать. Большую часть фильма он проводит в галлюцинациях, то есть, простите, в чертогах разума.


Зато Мориарти - Лоуренс Оливье. И вот он - прекрасен до невозможности. Примерно, вот так:


Ну и Зигмунд наш Фрейд - это еще юный и прекрасный дедуля из «Маленькой мисс Счастье» - Алан Аркин. Тоже весьма и весьма прекрасен.


В фильме потрясающие сцены галлюцинаций Холмса (в стиле «Шерлока» - с намеками, аллюзиями и шутками «для тех, кто в теме») и великолепная погоня на паровозах - крайне достойная сцена для 1976-го года, когда в роли паровозов выступали паровозы, а не компьютерная графика.

Так вот, вернемся к нашей канарейке.
После «Раствора» Мейер написал «The West End Horror», который я, к сожалению, не читала. Стыдно, но зато - есть возможность прочесть хотя бы в этом году (у кого завалялась - дайте почитать, пожалуйста).

А вот после «Ужаса Вест Энда», через двадцать лет после «Раствора», в 1993-м Николас Майер пишет роман «Учитель для канарейки». И тут он вообще теряет всякую застенчивость перед историей.

Холмс играет на скрипке в Парижской Опере, которой руководит некий Гастон Леру. Оркестр оперы рисует некий Дега, на сцене поет некая Ирэн Адлер… Кого ищет Холмс, думаю, объяснять не надо. В общем, «Я надену все лучшее сразу», но при этом иронично, без умиления «прекрасной стариной», с прекрасным вкусом и чувством меры.

Кстати. Вот вам задача.
Ирэн Адлер опознала Холмса по рисунку Дега «Оркестр Парижской Оперы». Вот этот рисунок:


Сумеете найти Холмса?
Previous post Next post
Up