Антон! Эта сказка - не та, что ты заказал. Просто не могла удержаться.
Квест
Мобильник звякнул, напомнив, что через час я приглашен на тестирование квеста-перфоманса. Еще бы они меня не позвали - в области квестов я, пожалуй, один из самых авторитетных блоггеров. Знаете, это как власть: я понимаю, что могу одной строчкой в своем журнале обеспечить новому квесту как сумасшедший наплыв посетителей, так и полную безвестность. Но я стараюсь быть объективным. Оцениваю атмосферу, сложность, новые фишки. Жаль, что из-за этого квесты из удовольствия превратились во что-то типа нудной кропотливой работы.
Я поехал по указанному адресу. Время еще было, но я не знал, как в том районе с парковкой. Впрочем, проблем не возникло - новый квест находился на совершенно пустой улочке, так что я был чуть ли не единственным, кто поставил машину на обочине.
Запарковавшись, я залез в мобильник, чтобы почитать о новом квесте. Название фирмы мне ни о чем не говорило - наверное, новички на рынке. Появляются такие каждый месяц - дело кажется вполне перспективным. Как правило, прогорают. Одни - потому что хотят как можно меньше вложить - и как можно больше получить. В итоге, квест сводится к «прочитай десять записок и открой три кодовых замка», в крайнем случае - к этому добавляется еще «подсоедини два провода друг к другу». Вторые делают «квест для себя». Сгружают в одну комнату все, что сами любят и ценят. Тоже не вариант - вкусы у всех разные, а на любое предложение по оптимизации комнаты такие товарищи отвечают истерикой, как будто бы им предложили сделать пластическую операцию их единственному ребенку. Третьи действуют «от фишки». То есть, придумают реально что-то клевое, а потом все крутится вокруг этой придумки. Фишку быстро подхватывают соседи, интегрируют к себе куда органичнее. В общем, на рынке, чаще всего, выживают опытные игроки. Впрочем, как и везде.
В интернете про новый квест не было почти ничего, а по делу - ничего вообще. «Оригинальный», «не похожий ни на что, виденное раньше», «свежий»… Такое можно написать про любой квест, да вообще - про что угодно. Ну и хорошо - свежее будут впечатления.
Я зашел в малоприметную дверь одного из старых домов в центре города. Обычно, под квесты снимают подвалы, так что всегда на входе надо пригибать голову - иначе ударишься о какую-нибудь трубу. Тут, слава богу, труб не было.
В фойе меня уже ждали мои будущие сокомандники. Я сразу узнал Машу-и-Антона - девушку шикарных форм, в прошлом инженера, а сейчас - домохозяйку, периодически пишущую о новых развлечениях города. Очень люблю проходить квесты с ней - голова у нее варит что надо. Маша-и-Антон - не трансвестит, просто ведет сайт напополам с мужем. Тот квестами не увлекается, пишет, в основном, о рыбалке.
Увидев оставшихся двоих сокомандников, я недобро ухмыльнулся. Сразу два хозяина конкурирующих квестов пришли оценить новинку. Причем упорно делали вид, что они вообще первый раз узнали о таком явлении, как квест. Очень хотелось подойти и светским голосом поинтересоваться: «А вы проходили «Край Света» и «Комнату Рембрандта»? Правда, говно?» - и смотреть, как вытянутся у них лица. Но я не стал, я добрый.
Девушка-оператор попросила нас сдать все содержимое карманов (я отметил про себя, что квест будет с физической активностью - это хорошо, это я люблю), сумки, телефоны и так далее. Сказала, чтоб мы ничему не удивлялись - квест экспериментальный. Потом мы подписали стандартную бумагу, что если помрем посреди квеста от ужаса (смеха, еще чего) - это будут наши проблемы.
Тут у оператора зазвонил телефон, она ответила, изменилась в лице - и сказала, что ее срочно вызывают в другой квест, там какие-то проблемы, а нас она просит подождать. Я отметил, что девушка - прекрасная актриса: даже мне в первую секунду показалось, что эта часть в сценарии не прописана. Хотя похожий ход я уже видел: в «Маньяке и маленькой белочке» такое же начало. Потом свет меняется, вместо оператора приходит мужик в маске и почему-то с шуруповертом…
Тут авторы были куда более добросовестны. Актеры в камуфляже и балаклавах выскочили не из недр квеста, а прямо через входную дверь. Направили на нас автоматы, похожие на настоящие - и велели сесть в машину. Это уже было что-то новенькое. Хотя… Ага, вспомнил, это, кажется, в Воронеже было… Или в Вологде… Или во Владимире… Вечно путаю города. Там забавно: сажали в машину с завязанными глазами, долго катали, потом привозили ровно к той же двери - и было впечатление, что действительно оказался на секретной базе. Ну, по крайней мере, у моих коллег по прохождению такое впечатление сложилось.
Маша здорово вжилась в роль, пыталась качать права. Потребовала у автоматчиков, чтобы они показали документы, дали ей позвонить и еще что-то. Вот тут, пожалуй, была первая ошибка авторов - они поленились прописать актерам текст на такой случай, а к импровизации эти ребята, видать, склонны не были, так что Машу просто «подбодрили», ткнув стволом в спину.
Я же пошел в машину с радостью - и не прогадал. Очень аутентично. Грязный «бобик» с поцарапанными стенами, решетка, все просто идеально. Даже матерное слово выцарапано. Что, впрочем, уже излишне - вряд ли в настоящем «бобике» под взглядами полицейских кто-то догадался бы царапать похабщину на стенах.
И еще совершенно гениальная находка. Пока мы ехали, внутри машины работали динамики, но таким образом, что возникала полная иллюзия, будто слышен звук уличных матюгальников. Слов я не уловил, но это было явно не обычное «Идет проверка систем оповещения».
Мы доехали - и я аж задохнулся от восхищения. Во-первых, запах. Настоящий. Правильный такой запах. Вы знаете, запахи очень редко используют в квестах. Это дорогие расходники. Обычно, если запах и используется - то точечно. «Понюхай пробирку, найди соответствие». А тут - запах работал чисто на атмосферу. И сразу ее создавал. Я мысленно пообещал себе поставить этому квесту пятерку. Не, ну молодцы.
Второе потрясение - в квесте была массовка. Настоящая, живая актерская массовка. Нас вели по коридорам, когда мимо кто-то проходил - заставляли повернуться к стене. Я думал - чисто звуковые эффекты. Но потом, повернувшись, разглядел ноги проходящего. Настоящие ноги живого человека. Даже если один человек ходил туда-обратно - вы просто не представляете, до чего это круто. Обычно, даже на главных героев жлобятся, а тут такое… Либо этот квест будет стоить запредельные деньги, либо быстро уйдет в минус, так как актерам тоже хочется есть - но пока что впечатляет.
Нас наконец-то кинули в камеру. Знаете, вот тут у меня были сложные чувства. Эта камера - она была слишком настоящей. Вот понимаете, в квесте - как в театре: чтобы предмет был узнаваем, он должен походить не на настоящий прототип, а на представление людей о предмете. Вот, скажем, космический корабль. Обязательно должна быть куча табло с какими-нибудь заумными крокозябрами, куча пультов управления, все вокруг - серебристый металлик. А в жизни летательные аппараты выглядят куда проще, скучнее и, скажем так, дешевле. Или, допустим, вот публичный дом. Если его сделать как настоящий - все разочаруются. Грязь, бардак, скука типовой мебели. А вот если повесить везде бордовые бархатные шторы, поставить круглые кровати… Другое дело, хотя и не правда. Ну, вы понимаете, о чем я?
Так вот, камера. Очень аскетичная, даже без надписей на стенах. Двухъярусная койка, унитаз с текущей водой - в общем-то, все убранство. Разумеется, мы прошлись по стандартным точкам. Ни-че-го. Пусто. Либо как-то все очень хитро (что плюс для опытных квестовиков, но большой минус для новичков), либо «квест-комната» - одно название, а все построено на общении с актерами. Не люблю я такой вариант. Как-то размывает границы жанра.
Но, похоже, здесь был именно он - на нарах сидел очередной актер. Похоже, квест делали студенты театрального - иначе, откуда у них столько народу? Актер рассказал нам вводную средней степени бредовости: в стране произошел переворот, хватают всех «бесполезных» - то есть, тех, кто оказался в рабочее время в увеселительных заведениях. Что будет дальше - он не знает. Сидел в кино - пришли, схватили. Сеанс был детским, так что кроме него никого из взрослых в зале не было. Что дальше - он не знает.
И что? Сразу большой минус - посетители квестов терпеть не могут ощущение тупика. Нужен намек, что делать дальше. Вряд ли он был настолько тонок, что я его не заметил. Братцы-конкуренты (не знаю их имен, но в сети они писали под никами Дедалус и Тесеус) о чем-то пошептались - и вдруг схватили актера - и принялись обыскивать его одежду. Кстати, недурная идея. Я бы не догадался, но что-то в этом есть. Преодоление общественных инстинктов. У менеджеров среднего звена пойдет на ура. Помню, у этих двоих хухриков был перфоманс - в одном из эпизодов надо было бить человека током. Они думали, что кого-то это остановит.
Пока Дедалус с Тесеусом обрабатывали актера, мы с Машей занялись его койкой. Улов кое-какой был, но выглядел, опять же, тупиковым: несколько монеток, мятый билет кино (с рекламой конкретного кинотеатра - не аккуратненько, продакт плейсмент, или просто лень было придумать свой дизайн билета) - и, в общем-то, все.
Эти двое нашли кое-что получше: мобильник.
Код мы подобрали легко, хотя какую-то наводку авторы могли дать. Вот тут явно у новичков будут затруднения. Мы пробовали: текущую дату, инвентарный номер на шконке, еще что-то… Оказалось все куда банальнее - 12345. Ну и зачем, спрашивается. Ни удовольствия от взятия задачи, ни понимания, что делать дальше.
Естественно, связи не было. Но это и понятно. Непонятно, что надо было искать в мобильнике - несколько стандартных приложений (читалка, пара игр, вызов такси) - и, в общем-то, все. Переписали, на всякий случай, рекорды из игр, попытались вызвать такси - безрезультатно. А вот в книгах было интереснее. Несколько антиутопий, две книги Кинга, в общем, очень такой… атмосферный наборчик. А в открытой книге была закладка. На фразе «Все это только сон!». Вот это - уже явно зацепка.
Тут в нашу «камеру» вошел очередной актер в камуфляже - и потребовал, чтобы я шел на допрос.
И вот тут все стало ясно. Мы переглянулись с Дедалусом и Тесеусом - эта фишка была потырена именно у них. Моя задача - на все вопросы «следователя» отвечать «Все это только сон!», упорствовать в том, что мне все снится. Наверное, мне будут показывать, как пытают моих сокомандников. А я буду упорствовать. Потом придет дикого вида мужик с бензопилой (в одном дешевом квесте, помнится, его заменял какой-то парень в хоккейной маске с шуруповертом без сверла в руках). Если квест сделан хорошо - то пытки будут показывать каждому. И каждому предлагать сдаться. А потом сообщат, кто как поступил, кто что подписал. Ну, Маша не подпишет - она до сих пор воспринимает квесты по чесноку - боится там, где нужно бояться, смеется там, где смешно… А Дедалус с Тезеусом, думаю, разыграют, кому как поступать. Один пройдет линию «предателя», другой - «принципиального». А потом пойдут к своему юристу - подавать в суд за плагиат. Хотя фиг они чего добьются - другие уже пытались.
Я так хорошо представил себе концовку, что даже не заметил, что коридор, по которому мы шли, заканчивался щербатой кирпичной стеной.
«Я прошел быстрее, чем за час» - последнее, что я успел подумать.