Jan 26, 2016 10:59
Кратко о вериглях
В европейской мифологии широко известен вервольф - человек, при определенных условиях способный обратиться в волка. Менее известны люди, обращающиеся в медведей, лис, крыс и так далее. Но меньше всего информации до нас доходит о вериглях - людях, способных становиться ежами.
Пожалуй, только сказка "Ганс мой Еж" (AT 0441), записанная братьями Гримм в 1857 году, несколько приоткрывает завесу тайны над этим явлением. Эринантропия, или вериглизм - явление, при котором человек превращается на время в ежа. Если ликантропию связывают с фазами луны (в других вариантах - с прыжками через голову или через железо), то причины, по которым веригль принимает тот или иной облик пока не ясны.
Зато фольклор донес до нас признаки, по которым можно определить веригля. Современными поколениями во многом утерян смысл русского фразеологизма "Ежу ясно" (вар.: "Ежику понятно"), а ведь его появление тесно связано с ежами-обротнями. Дело в том, что иголки ежа являются не только средством защиты от агрессивного внешнего мира, но и некими "антеннами", черпающими информацию непосредственно из ноосферы. Поэтому, обращаясь в ежа, оборотень постигает всю структуру окружающего мира, как видимую, так и скрытую.
Но трагизм веригля состоит в том, что находясь в ежиной ипостаси, он не способен передавать информацию о мире другим людям, а становясь человеком, не может осознать и понять те знания, которые получил, будучи ежом. Оттого человек-веригль всегда печален и задумчив. В своей же ежиной ипостаси он предпочитает одиночество, обходит стороной человеческие поселения и сторонится других животных.
Многие веригли пытались решить проблему дихотомии своего сознания. Один из самых известных вериглей, Хайле Селассие I, он же рас Тафара (1892-1975) в свое время, дабы приблизить человеческое состояние к ежиному, придумал прическу, имитирующую ежиные иглы (т.н. "дредды"). Чтобы собрать воедино ежиную и человеческую составляющую своей личности, он также прибегал к разнообразным духовным и фитотерапевтическим практикам, легшим в основу растафарианского религиозного движения.
Неизвестно, достиг ли Хайле Селассие полного успеха в соединении двух частей своей личности, но все источники утверждают, что человеком он был, бесспорно, мудрым, к тому же - невероятно богатым. Что ж, ежи никогда не чурались прагматизма, обращая мудрость ноосферы себе на пользу.
Из отечественных вериглей, несомненно, стоит вспомнить Георга Вильгельма Рихмана (1711-1753), который на основе довольно громоздкого прототипа ежиной иголки (больше напоминающего современный громоотвод) пытался скачивать информацию из ноосферы в банки. К сожалению, конфликт между ежиной и человеческой ипостасями Рихмана стал трагическим - при одном из экспериментов храбрый еж был убит током. Кстати, электричество - довольно частая причина гибели вериглей, начиная от великого Асклепия и кончая Александром Галичем.
Использовать иглы для передачи информации, но уже другим способом, пытался еще один знаменитый веригль - Томас Альва Эдисон (1847-1931), изобретатель фонографа - прибора, воспроизводящего звук при помощи иглы. Таким образом он пытался сохранить информацию, "понятную ежу" - то есть, принятую им при помощи игл в ежином обличии. Сохранилось несколько валиков, на которых записано что-то похожее на характерное для ежа пофыркивание. Впрочем, расшифровать информацию с них пока не удалось.
Как видите, даже тех ничтожных крупиц информации, которые удавалось "протащить" ежам-оборотням из одной своей ипостаси в другую, хватало им, чтобы стать виднейшими изобретателями и мощнейшими политиками человеческого мира. Огромный вклад внесли веригли и в мировую культуру.
Многие исследователи склоняются к мысли, что упомянутый Данте Вергилий - это, да, вы правильно догадались, искаженное "веригль". В своей "Божественной комедии" Данте пытается описать чувства и восприятие мира веригля в ежиной ипостаси (образ человека, ведомого вериглем). В человеческом теле Данте пугается того, что обыденно для ежа, а для человека - странно и непонятно, поэтому остаточные видения, запомнившиеся ему из "ежиной" жизни он помещает в ад. Обратите внимание на то, что мир в его описании, хотя выглядит недружелюбно и пугающе, четко структурирован. Ученые предполагают, что пугающие воспоминания Данте - всего лишь попытки описать изобретения и открытия будущего, не подвластные его уму. Среди дантовских образов они находят и описание молекулы ДНК, и игровую приставку, и сцену из будней космодрома. Да, трудно средневековому наблюдателю было осознать, ЧТО ИМЕННО он запомнил. Судя по тому, что некоторые образы так и не поддались расшифровке, он видел и изобретения (а возможно - и события), находящиеся в будущем не только относительно него самого, но и относительно нас.
Вообще, веригли очень тяжело переживали возвращение в человеческую оболочку, ценя свою ежиную сущность куда выше человеческой. Величайший веригль Леонардо да Винчи, например, намекнул на это, поместив внутрь своего знаменитого "военного ежа" (прототип современного танка) целых восемь человек, то есть, он считал одного ежа равным по силе восьми людям.
Забавная гипотеза о способе превращения в ежа описывается в произведениях Карлоса Кастанеды. По древнейшему принципу "ищи подобное в подобном", его герои ищут ежиное состояние, пользуясь вытяжками из кактуса - растения, удивительно похожего на ежа. Впрочем, был ли сам Кастанеда вериглем, науке неизвестно.
Наука вообще чудовищно мало знает о вериглях. К сожалению, многие ученые вообще отказываются признавать этот феномен. Но мы-то с вами знаем! И заслышав темной ночью ежиный фырк, не будем тревожить того, кто его издал. Возможно, именно сегодня он принесет в наш мир новые знания.
сказка про сегодня,
не в рифму,
жЫвотные