В мире его называют "самой длинной художественной галереей", а шведы ласково величают "туннельбана". Стокгольмское метро не похоже на что-либо метроподобное, виденное вами ранее. В метро всего три линии (красная, зеленая синяя) и около 100 станций, общая протяженность которых составляет 105,7 км. 47 станций подземные, 53 станции наземные или надземные. С одного из панорамных участков метро открывается шикарный вид на старый город и Седермальм.
Движение на линиях левостороннее: к моменту открытия метро в Швеции было левостороннее движение, а состоялось оно, кстати, 1 октября 1950 года. Двумя годами позже была открыта вторая система от Hötorget до западного пригорода, а В 1957 - эти существующие части были связаны через Центральную станцию и Старый Город в зеленую линию. Красная линия была открыта в 1964, а синяя - в 1975.
Владельцем является компания SL, офисы которой можно найти в подземке (например, на центральной станции)
Каждая линия оформлена весьма специфично. Здесь можно встретить и пещеры, и греческие скульптуры, и настенные рельефы, и мозаику и видео-инсталляции, и поп-арт (на одной из станций к потолку прибиты огромные башмаки). В метро часто устраиваются выставки, работы для которых предоставляют несколько сотен художников. Раньше государство ежегодно вкладывалось в подземную галерею из своего кармана. Что случилось дальше - история умалчивает.
Все три линии сходятся на станции T-centralen. Это место также называется Stockholm C. Отсюда можно отправиться в любую точку Стокгольма, Швеции, Скандинавии, а также в любой аэропорт (по железной дороге, на автобусе) - и оттуда по всему миру. В общем, как в рекламе: ваше путешествие начинается здесь.
Система иногда (особенно поначалу) кажется весьма дурацкой. Станции разбросаны по городу каким-то скупым планировщиком страдающим манией преследования - поэтому они спрятаны в переулках и торговых центрах, а с одной и той же станции можно выйти в 5-8 разных точек города и оказаться в итоге почти на любой из трех линий. В общем, если вы приехали впервые - ходите в метро не для путешествий, а для любования.
Галереи и выставки можно встретить в основном на красной линии - по глубине она находится между синей и зеленой, именно там можно встретить витрины и стеллажи. На зеленой - первой из построенных и по большей части надземной - мало интересного, станции стали переделывать уже значительно позже: в послевоенные годы было не до 8-битной графики и узоров на стенах.
Сильнее всего туристов привлекает синяя ветка - и вот о ней поподробнее.
За исключением участков вблизи станции Kista, эта линия полностью подземная, и все станции были вырублены в скалах на глубине 20-30 м. Все они славятся росписью и рисунками, которые были выполнены различными художниками. Здесь действительно есть на что посмотреть. Садитесь на поезд и двигайтесь в любом направлении, выходя на каждой станции, чтобы осмотреться.
Единственное - с собой лучше захватить книжку, расстояние между поездами - минут 10. Так что, если вам не понравится увиденное - придется поскучать.
Станция, расписанная детскими рисунками:
На этой станции все детали выкрашены в розовый:
Ботанический потолок на одной из станций Синей линии:
Самая известная станция: про пожары, леса и застройку районов... словом, любимая скандинавами тема экологии.
конфетно-леденцовая - кажется, королевский сад:
Надписи на перроне. К сожалению, большинство все же на шведском:
Конечно, попадаются и странные. И откровенно дурацкие образцы искусства, а некоторые станции недвусмысленно намекают на необходимость проверить психику художника, который ее расписывал, однако все эти станции объединяет одно: они точно уж необычные.