Ф2

Jun 21, 2014 19:49


Свт.Феофан Затворник. Толкование послания св .Апостола Павла к римлянам. М.1890.с.39: ( Против современного полупелагианства , которое успех проповеди ставит в зависимость от «красноречия» писательского таланта, и других качеств миссионера, полупелагианства, которое присваивает несуществующие заслуги обычным людям, забывая простую истину. И к малому количеству). Слово исходило из уст Апостолов; вместе с словом шла благодать и покоряла сердца избранных вере. Св.Златоуст говорит: « Успех проповеди зависел не от Апостолов, но от предшедшей ( и сопутствовавшей) им благодати. Хотя их было дело ходить и проповедовать, но убеждение проводил Сам Бог, действовавший в Апостолах. Так и св. Лука сказал: отверзе сердце (Деян.16:14); 69: (О малом количестве) Господь сказал, что никто к Нему не придет. Если Отец небесный не привлечёт его. Это как тогда, так и теперь, среди не носящих и носящих имя Христово: ибо и из христиан не все христиане.; с.193: ( Об ограждении и экклезиология)Бог всегда истинен и неложен в словесах Своих ; а человек бывает лжив, заблуждается и упорствует в своём заблуждении, себя обманывая и других вводя в обман, нередко и с намерением. Потому если уже видеть ложь, по полагай её не на Божией стороне а на людской; с.827: (Против сергианства) Впрочем из других мест Писания видно, что и начальники такие и другие бывают по Божескому промыслительному устроению; только добрых и добродетельных поставляет Бог, а худым попускает быть начальниками в наказания за грехи людские; с.842: ( Об «алармизме») Размышление и помятование о пришествии Христовом, как первом , так и втором, всегда было и есть самым сильным побуждением к удалению от худых дел и к преуспеянию в добрых- , к тому чтоб от сна восстать и начать бодрствовать , бросить нерадение и восприять ревность о спасении и делах приводящих к нему. Св. Златоуст , обращая мысль ко второму пришествию, говорит при сём: « Апостол предписав всё нужное , побуждает Римлян к добрым делам и самою краткостью времени. Время суда, говорит он, стоит уже при дверях. Так писал он Коринфянам: яко время сокращенно есть прочее(1 Кор.7:29), и также к Евреям: еще мало елико елико, грядый приидёт и не укоснит(Евр.10:37) . Но там он говорил в одобрение трудящимся, и в утешение тех, которые от частых искушений пришли в изнеможение; а здесь хочет пробудить спящих . И действительно, апостольское слово это полезно для нас в обоих случаях. Что же значит это: час уже нам от сна востати. То. что близок день воскресения, близок страшный суд, близок день , ражженный как печь; и нам должно уже отложить нерадение»

Толкование послания св.Апостола Павла к Галатам. М.1893. с.210: (К вопросу о «порче», «сглазе» и т.д. Перед опровержением Кураева или к опровержению его как компонент. Предоставить вступление Фрэзера, Золотая ветвь, пожалуй наиболее лучшее исследование с обширным фактическим материалом) Гал3.1) Греческое слово, - эбасканэ, от баскайно - значит взглянуть на что завистливым, недоброжелательным оком, с желанием вреда, а далее глазом повредить, или, как обычно говорят , сглазить. Апостол будто выразить хотел: так непонятно ваше изменение , что я готов приписать его какому-нибудь очарованию. Конечно, такой мысли не было у Апостола. Он хотел только смягчить укор, указывая, что сорващение их зависит более от козней и хитрости совратителей, чем от них. Позавидовали вашему доброму успкху в христианстве и устроили вам такие ковы, что вы совратились и лишаетесь того, что в таком обилии стяжали. Блаженный Иероним несколько останавливается на сказанном значении. « Прельстил, говорит, очаровал, сглазил. Надобно однако же истолковывать слова эти достойно Апостола. Не потому он так сказал, чтобы признавал чары чем-либо, но употребил ходячее выражение. Говорят, что сглаз противника вредит тому, кому он завидует, особенно детям. Так ли это или нет, - Бог знает. Может быть демоны подслуживают этому греху ( Православное отношение к так называемому «сглазу», понятно какой мы можем делать вывод. Что если Господь не попустит. То никакие демоны не властны над жизнью человека и т.д п.с) - Но что очевидно для нас, это то, что Апостол взял слово из народной ходячей речи, чтобы показать, что как, по обычной поговорке, нежным детям вредит сглазение: так Галаты, недавно вновь рождённые верою во Христа, и еще млеком питаемые, а не брашном, как бы сглазенные кем, потерпели вред» Но восточные св.толковники разумеют здесь прямо зависть. Св.Златоуст говорит: «Сказавши: эбасканэ, позавидовал , - Апостол соединяет с укоризною и похвалу. Этим он показывает , что первые дела и поступки их были достойны зависти, и что случившееся с ними произошло хитростью диавола , сильно досадовавшее на их благосостояние. Когда же слышишь здесь слово - завистливое око, равно как в Евангелии, - лукавое око( Матф.20:15), которое тоже означает, то не подумай, что одно устремление глаз может вредить тем, на которых смотрит. Но как в Евангелии Христовом Господь так назвал зависть, так и здесь Апостол разумеет позавидовавших; дело же зависти- вредить. И это говорит он не потому, чтобы зависть сама по себе имела силу вредить, но что совратившие их сделали это по зависти» с.382: (О вреде музыки) А если не можешь воздержаться , то для чего не отсекаешь языка за богохульство, руку за хищение, ног за стремление их на зло, и для чего, можно сказать не отсечёшь всего тела? Ибо и слух при напевании свирели часто разслабляет душу , и ноздри при ощущении благовония прельщают сердце и увлекают к удовольствию. Итак отсечём всё , и уши , и руки, и ноздри. Но это крайнее нечестие и научение сатанинское. Нужно только исправить безпорядочное стремление души. С.400: ( О колдовстве и подлинности житий святых. Кураев отрицает то что считал истинным свт.Феофан , и тут вопрос кто больше он или святитель. Кто мудрее?) Гал5:19-21. И чародеяния здесь помянуты, потому что часть их отряжена была в пособие плотским грехам, как то: составы зелий и трав и разные наговоры, с целью произвести взаимное обаяние, или, как у нас говорят, приговор. В житии Киприана и Иустины можно видеть, как это делалось(Четьи-Минеи, окт.2). с.406: (интресное место)По увернию Палладия Еленопольского в «Лавсаике» в обители аввы Аполоса было братий до пятисот, и они всегда радовались. Несмотря на великие пустынные лишения, и радовались такою радостью, что никто на земле не укажет такой радости и веселия телесного .Между ними никого не было скучного и печального, и авва Аполлос обычно говаривал: не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать царствие небесное ; пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путём должны радоваться. С.414: (О человекоугодии применительно к современной церковной ситуации) Тщетной ищут славы , когда думают славиться тем, что не может дать истинной славы, или уловить славу и похвалу стараются у тех, которых похвала и славление ничтожны, каковы все вообще люди. Страждущие этою немощью обыкновенно человекоугодливы и намеренно раздражать кого не охотно решаются. ( И здесь необходимо остановиться. Сегодня патриархия в «почёте» у властей, ну где обличение в грехах. Где проповедь покаяния миру погрязшему в ужасных пороках? Этого нет, так как бояться раздражить, настроить против себя. Крещенных в Мп много, посещают службы хотя бы раз в три недели совсем немногие и их никто не отлучает. В церковь можно войти в неподобающем виде и это остаётся без внимания. Тоже самое можно сказать по отношению к многим батюшкам , которые человекоугодничают, а народ принимает это за любовь п.с) с.432: ( О том каким должен быть иерей Божий) Св.Златоуст «Когда учитель имея нужду, просит и берёт у тебя необходимое для жизни; то через это не теряет своего достоинства. Ибо и то немалая похвала учителю, когда он так усерден к проповеди, что имеет нужду в помощи других, терпит крайнюю бедность, и презирает всё житейское» ( А попы разъезжают на иномарках, материально обеспеченны, ведут вполне комфортную жизнь, упитанны от обжорства, священнослужитель и обязательно упитанный. Кураев говорит что это нормально п.с)

свт.Феофан Затворник

Previous post Next post
Up