Nov 05, 2013 11:23
Есть целая статья в "знаменитой" книге Оккультизм в православии , собственно " Второе пришествие апокрифов: проповедь о "порче" вместо проповеди о Христе". О самой книжке можно сказать , что она не является глубоким исследованием проблемы. И вместо ясного понимания затуманивает читателю сознание, сообщает ему ложные возрения. Заблуждений в этой книге немало, легковерный читатель смотря на обилие цитат подумает, что автор глубоко эрудирован в вопросе, тогда, когда всё наоборот , все эти цитаты вне контекста, или просто повторение чужих заблуждений. А какой шрифт был в первом печатном издании! Можно было подумать, что эта книга предназначенна для слабовидящих. А нет . типичный шрифт агитки.
Итак есть ли порча? На этот вопрос можно ответить, отвечая на другие, конкретные и риторические: Могут ли на нас действовать бесы, искушать и т.д? Есть ли бесы или злые духи? Человек нерелигиозный, атеист скажет , что это всё бред, "православие головного мозга", мифы и суеверия. Что если "бесы" и есть, то это некоторые люди. Верующий и последовательный скажет, что они существуют и т.д
С точки зрения Святых Отцов , всякий кто ведёт греховное существование попадает в той или иной мере под власть злых духов. Пусть даже этого и не замечает, часто их власть бывает и неприметна и человек думает, что он делает то, что хочет делать.
Вот что писал о порче преп. Макарий Оптинский: Скажу касательно м. Л-ы и твоего мнения о порче: она слишком суеверна, а ты вольнодумна, подражаешь мнению нынешних умников: будто совсем нет порчи. Назови и меня суевером, я приму и потерплю, но можно доказать, что оная есть, как из житий святых, так и на опыте многих видали, и не только простых, но и просвещенных, и теперь еще есть в живых такого положения. Из писаний отеческих житий только два примера тебе скажу, хотя оных и много есть: 1-е в житии Макария Египетского: одна жена была (скажу просто) испорчена, претворена из человека в лошадь и не могла ни пить, ни есть ничего, а только ржала по-лошадиному, и молитвами св. Макария получила исцеление; он же открыл ей и вину, за что попущено было такое наказание; 2-е в житии Киприана и Иустины: было старание любителя ее превратить ее к себе чрез волхвование, но не успел по чистоте девы, непопустившу Богу; и еще два случая в житии св. Василия Великого: наваждением вражиим один раб привлек к в любовь дочь своего господина и на ней женился; 3-е: Феофил, эконом архиерейский, быв уволен от сей должности, так уязвился печалию о сем, что поискал волхва, и чрез него паки архиерей призвал его и просил извинения, что опечалил его, и дал паки должность. Веришь ли сим повествованиям, которым и св. Димитрий веровал, потому что писал? Когда веруешь, то, стало быть, есть порча; но на кого она действует? На того, на кого попустит Бог, или за греховное житие, или за гордость, или ко искусу; а когда нет ничего такого, то не попутает Господь подействовать вражией силе, что видно и на Иустине. Напротив же, и без волхвования св. Апостол велел коринфянам одного грешника предать сатане, во измождение плоти, да дух спасется; но после наказания и помиловал его. Не знаю, довольно ли сих доказательств на исцеление твоего вольнодумства? А м. Л. слишком суеверна; всего боится и не верует, что аще не попустит Господь, то никто не может ничего вредного сотворить; а попустит, то не избежать, и надобно лучше стараться отсекать вины, за которые бывает попущение, и предаваться верою в Промысл Божий ( Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского ,VI, 145, 238-239).
преп.Макарий Оптинский,
порча,
апологетика,
кураевщина