Протодиакон Андрей Кураев и аскетическое учение Святых Отцов.

Nov 01, 2013 23:17

Тот кто берётся что то критиковать, для начала должен знать то, по отношению к чему он критикует.
Протодиакон Андрей Кураев в четвёртой части первого тома "Сатанизма для интеллигенции", критикует одно из буддистских аскетических деланий, не зная то, что подобное существует и в православном аскетизме: « Некоторые буддистские подвижники до того приобрели навык в превращении соблазнительного в претящее, что и в живом существе им постоянно чудился мертвец. Типичный ответ в этом смысле дан монахом Махатиссой мужу одной красавицы на вопрос - "не встречал ли он такой-то женщины на пути". "Мужчину ль, женщину ль я встретил на пути - не знаю. Одно могу тебе сказать: скелет здесь точно встретился со мною". Оказывается, женщина, проходя мимо отшельника, улыбнулась ему. "Он же, введя в поле зрения ее зубы (кости), овладел понятием отвратительного (нечистоты) и вследствие этого достиг архатства"
Так, берём боговдохновенное творение Никодима Святогорца.О хранении чувств.(О хранении зрения):Согласно святому Василию Великому, глаза - это две бестелесные руки, которыми душа ощущает находящееся на расстоянии. Итак, необходимо пресечь воззрение глаз на красоту телесную, приводящую душу к неподобающей страсти, как тому учит Соломон: «Очи твои право да зрят, и вежди твои да помавают праведная» (Притч.4:25). Услышь и то, что говорит Иов: «Завет положих очима моима, да не помышлю на девицу» (Иов.31:1). К соблюдению зрения приложи все свое внимание, поскольку это чувство подобно вору: скоро захватывает ум, так что во мгновение ока от страстного взгляда запечатлевается в памяти образ кумира, им услаждается душа и его вожделевает сердце, - и человек грешит, как сказал о том Господь: «...всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем» (Мф.5:28). Потому-то и Соломон заповедует нам хранить глаза: «Сыне, да не победит тя доброты похоть, ниже уловлен буди твоима очима» (Притч.6:25).
Если же проберется этот вор и уловит тебя, то подвизайся, чтобы кумир Афродиты, то есть мерзкое похотение, не запечатлелся в душе твоей. Как? Через призывание Бога: ведь согласно псалмопевцу, «Господне есть спасение» (Пс.3:9); или обращением твоего внимания к духовному образу1), чтобы образ образом и воображение воображением победить. Если же сатана не перестанет беспокоить тебя тем кумиром, который запечатлелся в твоем воображении, то святой Иоанн Златоуст и преподобная Синклитикия советуют тебе прибегнуть к следующему средству: вынь мысленно у этого кумира глаза, сними с него кожу, отсеки губы - и тогда ты увидишь, что оставшееся настолько ужасно, что человек не может смотреть на это без отвращения и содрогания, потому как это есть не что иное, как окровавленное мясо и кости.

Налицо очередное заблуждение, которое очень легко принимается некритическим умом, потому что автор пишет в как бы защиту христианства.
А то, что он приводит случай с св. Нонном, еп. Илиопольским, то это совсем не к селу не к городу.
"Разве не понравилась вам красота той женщины"? Они не отвечали. Плача, он снова спросил епископов: Разве не усладились вы видом красоты ее?" Они молчали. Нонн сказал: "поистине многому я научился от нее: ибо женщину сию Господь поставит на страшном суде и ею осудит нас. Смотрите, как она заботится о внешности, а мы не заботимся о нашем небесном Женихе. Господи! да не погибнет такая красота в разврате, но обрати ее!" Нонн затем разыскал эту блудницу, обратил и крестил ее. Сегодня она известна как св. Пелагия... (см. Четьи Минеи, 8 окт).

аскетизм, апологетика, критика, кураевщина, Святые Отцы

Previous post Next post
Up