Лень в философии и религии

Sep 08, 2023 23:30

           Так что же такое лень? Лень это, пассивность вместо нормального активно-двигательного режима, ослабление мышления, восприятия внутреннего и внешнего мира, воли, чувственность, плотскость, глубокая страстность. И соответственно ленивый , то есть малоактивный, настолько "плотский" ,привязанный к временному телесному, эмоциональному покою , что не способен к терпению разных форм коротких и продолжительных стрессов трудовой деятельности, связанных с достижением той или другой поставленной цели.  Стресс это  "боль" , которую необходимо терпеть, которая связанна с трансформацией  в той или иной сфере деятельности внутренними изменениями. Насколько человек жизнеспособен, настолько в нём развиты волевые качества, то есть степень пассионарной активности, настолько он сознателен. Но это при условии работы над собой.

"Двоякого рода может быть жизнь человека: бессознательная и сознательная. Под первою я разумею жизнь, которая управляется причинами ; под второю - жизнь, которая управляется целью.

Жизнь, управляемую причинами, справедливо назвать бессознательной; это потому, что хотя сознание здесь и участвует в деятельности человека, но лишь как пособие: не оно определяет, куда эта деятельность может быть направлена, и так же - какова она должна быть по своим качествам. Причинам, внешним для человека и независимым от него, принадлежит определение всего этого. В границах, уже установленных этими причинами, сознание выполняет свою служебную роль: указывает способы той или иной деятельности, ее легчайшие пути, возможное и невозможное для выполнения из того, к чему нудят человека причины.

Жизнь, управляемую целью, справедливо назвать сознательной, потому что сознание является здесь началом господствующим, определяющим. Ему принадлежит выбор, к чему должна направиться сложная цепь человеческих поступков; и так же - устроение их всех по плану, наиболее отвечающему достигнутому. Обстоятельства, внешние для человека, получают здесь значение второстепенное и частью служебное: они или противодействуют приближению человека к желаемому, и тогда устраняются им, обходятся, как-нибудь ослабляются; наконец, даже подчиняя его себе, подчиняют временно, - он влечется ими, не теряя сознания, что должен бы влечься в противоположную сторону, и не теряя надежды ранее или позже освободиться от их власти. Напротив, если они способствуют приближению человека к желаемому, они усиливаются им, сохраняются, располагаются лучше, нежели как лежали естественно. И в том, и в другом случае сознание является отделенным от внешних причин; оно силится согласовать их с собою, но не пассивно согласуется с ними."(с)

А на азбуке.ру висит  статья "знатоков лени" ,в принципе  может быть и хорошая монография, ну такие вот "гибриды" православной аскетики и  современной психологии имеют место быть:  прот. Дионисий Свечников, Наталья Ярасова
Лень в биологии, психологии и как греховная страсть       А так лень, то есть сочетание слабости воли, ума и страстности есть проявление например чего, правильно, чревоугодия - святой праведный Иоанн Кронштадтский:  Дневник.Том.16.Тверь.2008.с.232-233: Паралич сердца моего и бесовское смущения и теснота происходят, как дознал я опытом, от излишества в пище и питье сверх телесной потребности, которая у меня очень малая. Всё должен я кушать и пить числом, мерою и весом. Скоромная пища утомляет, отягощает и стесняет организм, а вместе с тем и душу, напротив постная даёт отдохновение, лёгкость, простор (разумею растительную пищу без рыбы, например суп с крупою и с кореньями, пирожок с капустою и с семечками малины, или пирог с рисом и луком). Когда наблюдаешь пост в дни постные, сейчас наблюдаешь разницу для души и тела между постной и скоромной пищей. Так, сегодня по милости постной пищи я чувствовал себя очень хорошо, легко, спокойно, просторно и молился благопоспешно и искушений видел гораздо меньше, а вчера, когда я ел мясо и пил чай со сливками - о, как было тяжело у меня на сердце, сколько искушений, какая теснота, боязнь во время молитвы, хотя и было великое умиление на всенощной. Скоромная пища истинный бич для души и тела. Да не прельщаюсь же пищею и питьём скоромными, жирными, хотя вкусны они.
с.236: излишество в пище и питие тлит и расслабляет тело и душу; с. 242-243: Если ты постишься разумно, то ты путешествуешь к небу, если же с жадностью бросаешься на сласти, пресыщаешься и пьёшь разные напитки, то ты пресмыкаешься по земле, связан по рукам и ногам. Только пост с молитвою научает небесному любомудрию и рушит греховные узы и страсти плотские. А без поста человек как птица без крыльев и хвоста. От лакомства и пресыщения усиливается в человеке жадность или алчность, и все страсти: злоба и раздражительность, гордость, зависть, блуд, любостяжание, безверие, ожесточение сердца, отчаяние, нетерпение, леность и прочие.

прокрастинация, работа над собой, лень, практическая аскетика

Previous post Next post
Up