К вопросу о питании раз в день или сохранении постоянной умеренности.

Dec 01, 2021 19:25



Это серьезный духовный кризис, который невозможно не заметить, он заключается в обмирщении и заигрывании с либерализмом, катастрофической утрате аскетического сознания. Естественно есть немало тех, кто не плывёт
по общему течению, руководствуется в жизни надежным путеводителем - Творениями Святых Отцов и Житиями Святых, то есть кто идёт правильным, узким путём. А так налицо проповедь ложного учения, которое отрицает существенную необходимость в деле спасения аскетизма и воздержания.Уже давно наблюдается довольно странная тенденция, то что было еще недавно нормой, вопреки учению святых Отцов называют уже подвигом или просто делом маловажным для спасения и работы над собой. Это либеральные веенья, западное влияние и просто неверие. это может каждый. И должен, если хочет справляться с искушениями: Святой Иоанн Кронштадтский.Дневник.Том16,1871-1872, 15 марта:"Я почти не вкушал вчера до вечера, и оттого легко было мне служить; враг не искушал меня, не успевал в искушении, - пост дал мне силу. Да научусь поститься и есть однажды в день с умеренностию." Молитвой и постом(Мф. 17:21) хорошо приучить себя, приспособиться питаться раз в день, для физического, психического, духовного оздоровления. Чтобы просто жить: преподобный Никодим Святогорец. О хранении чувств. (О хранении вкуса.)приучи себя есть раз в день: от этого и тело твое станет легче и здоровее, и ум - чище и способней к духовным размышлениям. " Необходимо всегда выбирать для себя наилучшее, во всяком случае часто это бывает более разумным и полезным:

святитель Игнатий Кавказский.Аскетические опыты. Том I
О ПОСТЕ.Наилучшим постом признают святые Отцы употребление пищи однажды в день не досыта. Такой пост не расслабляет тела продолжительным неядением и не отягощает его излишеством пищи, притом сохраняет его способным к душеспасительной деятельности. Такой пост не представляет никакой яркой особенности, и потому постящийся не имеет причины к превозношению, к которому так склонен человек по поводу самой добродетели, особенно когда она резко выставляется." Да и нужно иметь прочный фундамент:
священномученник Иларион(Троицкий).Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины: "Тертуллиан оправдывает дальше и продолжительные "стояния" (stationes), то есть продолжительные до позднего вечера однодневные посты, которые, по мнению его противника, должно оканчивать в девятый час. Тертуллиан спрашивает: откуда следует выводить правило, будто "стояния" должны прерываться в девятый час? Если сослаться на пример апостола Петра (см.: Деян.3:1), то ведь неизвестно, только ли однажды он молился, оканчивая молитву в девятый час. Нет, мы видим Петра молящимся и в шестом часу (см.: Деян. 10:9). В третьем часу сошел на апостолов Дух Святой (см.: Деян.2:15). Может быть, Петр молился трижды. Нужно установить час для окончания "стояний". Таким часом может быть час смерти Господа. Поститься и молиться должно до того времени, когда после наступившей тьмы снова воссиял свет. Постясь до вечера, мы ожидаем, когда Иосиф предал тело Господа погребению. Обычай продолжать "стояние" до позднего вечера Тертуллиан подтверждает некоторыми и ветхозаветными примерами (Моисея при сражении с амаликитянами, Иисуса Навина при сражении с аморреями, Даниила - см.: Дан.9:21), из которых можно видеть, что Господь обращал внимание на продолжительное моление (De jej. Cap.10). Таким образом, доказана не только древность постов, сухоядения и продолжительных "стояний", но и их польза. Не ново то, что было всегда. Не напрасно то, что полезно (De jej. Cap.11)."
Иначе можно плохо закончить: "Относительно многократной еды в течение дня европейцев еще в «Корабле дураков» Гейлера фон-Кейзерсберга (1445-1519) приводятся следующие стихи: Qui semel est deus est, bis homo, sed bestia qui ter, Est daemon quater, quin quies est sua mater. Тот бог, кто ест на день однажды, Человек - кто ест дважды, А трижды кто - скот, кто четырежды - бес, А пять - его матерь лишь ест.» Может ли воздержание, голодание какое предписывает реальный православный пост привести к физическому истощению? Нет. Может ли современный человек "потянуть" пост по уставу? Да, если учитывать пользу и для физ здоровья. Филон Александрийский. О созерцательной жизни.34. Заложив в качестве фундамента воздержание, они строят на нем и другие добродетели души. Они не пьют и не едят до захода солнца, так как полагают, что свет предназначен лишь для занятий философией, тьма же подходит для нужд тела. Поэтому они предназначили день для первого, а небольшую часть ночи - для второго[23].
35. Те, в душу которых больше внедрилась страсть к знанию, вспоминают о пище через три дня. Иные же настолько бывают удовлетворены и наслаждаются изобилием мудрости, щедро предоставляемой их учением, что выдерживают в два раза дольше, и едва отведывают необходимой пищи на шестой день. ( Евсевий Кесарийский. Церковная история. Книга вторая.17:19-20;Мы думаем, что слова Филона, ясные и неопровержимые, относятся к нашим подвижникам. Если кто закоснеет в несогласии по жестокосердию, пусть оставит сомнение: да убедят его яснейшие доказательства, которых нигде нельзя найти, кроме христианской веры по Евангелию. (19) Он говорит, что с мужчинами, о которых идет речь, обитают и женщины, большинство которых состарилось девственницами: они соблюдают целомудрие не вынужденно, как некоторые жрицы в Элладе, а по доброй воле, из страстного рвения к мудрости; усердно стремясь слиться с ней, они ни во что ставят телесные удовольствия; хотят иметь потомков не смертных, но бессмертных, которых порождает только боголюбивая душа. (20) Несколько ниже он излагает это более ясно:"Они толкуют Святое Писание иносказательно. Весь закон представляется этим людям как нечто похожее на живое существо: расположенные в порядке слова - это тело, а душа - это невидимая мысль, скрытая под словами; проникнуть в нее и стремится главным образом эта секта, чтобы увидеть в зеркале слов отраженную в них, всё превосходящую красоту мыслей".). Весьма заблуждаются те, кто называет это подвигом, то есть питание раз в день, отказ от чревоугодия полезен и для физического здоровья:

image Click to view

практическая аскетика, питание один раз в день

Previous post Next post
Up