Нынче

Mar 06, 2013 22:23

В Сампсоньевском соборе.

В тексте, как водится, напутали. Я говорил, цитируя митр. Макария (Булгакова):
С 1633 г. становится известным обряд, или "действо Страшного суда", совершавшееся в неделю мясопустную. В Москве оно происходило иногда в самом Успенском соборе, а большею частию на площади за алтарем Успенского собора. Туда после заутрени при колокольном звоне открывался из Успенского собора крестный ход, в котором принимали участие сам патриарх в полном облачении и государь. В числе других икон выносима была большая икона Страшного суда. Ее полагали среди площади на аналое, а пред нею ставили стол с водосвятною чашей и свечами. Для царя приготовлялось место подле патриаршего. Пелись стихиры, читались паремии. Потом сам патриарх читал Евангелие, представляющее картину Страшного суда, и вслед за патриархом то же Евангелие громогласно повторяли четыре диакона, обращенные к народу на четыре стороны света, а иногда только один протодиакон, стоявший лицом против патриарха. По окончании Евангелия патриарх освящал воду, кропил ею сперва царя, потом духовенство, синклит и народ, осеняя всех святым крестом, и возвращался с крестным ходом в Успенский собор. Такое же действо Страшного суда совершалось в Новгороде и других епархиальных городах.

Согласно Типикону, фрагменты Откровения, так называемые «затрезвонные стати», также должны читаться по воскресным дням Великого поста на всенощных бдениях после благословения хлебов и пения первой половины 33-го псалма, т.е. между вечерней и утреней. Однако исторически сложилось так, что на практике эта традиция повсеместно была опущена, вероятно, из-за сложности и многозначности толкования апокалиптических пророчеств.
А о чтении Апокалипсиса целиком есть определенное указание только относительно Галликанской и Испанской церкви в IV-Vвв.

Церковь

Previous post Next post
Up