34. "Парижские тайны" Эжен Сю

Oct 23, 2017 10:17






Странный, фатальный символ! Мы представляем себе правосудие богиней с повязкой на глазах; в одной руке - карающий меч, в другой - весы, на которых взвешиваются доводы защиты и обвинения.

Но это не облик правосудия.

Это облик закона, вернее человека, который карает или милует по своему усмотрению

Правосудие держало бы в одной руке шпагу, а в другой - корону, чтобы одной рукой поражать злодеев, а другой - увенчивать праведников.

Это, конечно, классика приключенческой литературы, но как же наивно-приторно это написано. Не покидает ощущение замкнутого искусственного кукольного мирка, где все складывается волшебным образом: все негодяи будут покараны, а все достойные будут вознаграждены. Главный герой, принц Рудольф, играет Бога, беря на себя роль вершителя судеб окружающих его людей. Разброс окружения у Рудольфа очень велик: от парижского дна, где жестокие преступники просты и прямолинейны, до парижского высшего общества, где плетутся интриги в погоне за богатством и сочатся яды отравителей. Размышления автора о социальной несправедливости и об организации пенитенциарной системы очень наивны и при всем своем возмущении он не предлагает какой-либо работающей альтернативы. То, что он предлагает, не учитывает ни психологию конкретного человека, ни экономические и социальные основы организации общества.

Государство тратит каждый год миллионы на бесполезные наказания за преступления. На эти огромные средства оно содержит узников и стражников, часовых и надсмотрщиков, эшафоты и палачей.

Может быть, это необходимо. Пусть будет так.

Но сколько тратит государство на вознаграждения добрых людей?

приключения, исторический роман, классика

Previous post Next post
Up