Недавно мы с
zzzora разболтались на тему преподавания английского и учеников (изначально она - почти моя коллега, хотя и занимается другими вещами в принципе). Обсуждали-обсуждали и во многих мнениях по вопросу сошлись. Нет, безусловно, если рассматривать "жизнь как философию" или приверженчество к конкретной методике и "контры" враждующих, тут уже каждый имеет свое мнение и каждый прав по-своему, а истина - где-то посередине. Но есть ряд вопросов, где все-таки есть некий почти сто процентный абсолют (нельзя усидеть одной попой на двух стульях, если вы не весите минимум центнер или же если эти стулья - не кукольные).
Итак, волшебная таблетка. Что это такое и с чем это едят (в работе репетитора по английскому)?
Чисто идиоматически "волшебной таблеткой" именуется, как правило, ряд абсурдных и не совсем выполнимых в конкретных условиях требований заказчика, когда человек хочет все и сразу, не прилагая при этом усилий или прилагая самый минимум. Давайте разберемся с признаками, которые говорят о том, что ваш клиент хочет "волшебную таблетку".
1. "Мне грамматику не надо," - говорит студентка с плохим, весьма непричёсанным и едва дотягивающим до нормы даже в рамках данного уровня "пре-интом" (pre-intermediate, прим.авт), - "Вы со мной говорите-говорите, болтайте-болтайте, я так к конференции своей разболтаюсь и буду норм."
Здесь ноги растут вот откуда: есть некий стереотип, что язык нужно учить вообще-вообще не напрягаясь, просто находясь (или создав ее искусственно) в среде, в этой среде надо "вариться", тогда все у тебя будет чики-пики.
Однако, это всего лишь стереотип. Вспомните, сколько усилий вы сами затратили на то, чтобы освоить язык (даже при наличии способностей определенных). Ладно, отбросим институт, а нудный талмуд дяденьки Аракина отнесем в туалет на полочку для книжек и газет. Но тем не менее. Думаю, и так понятно.
Чем это лечится?
Тщательным вбиванием в голову (желательно до того, как студент начал отдавать вам свои деньги за обучение) того, что без знаний "2+2=4" "тройные с подпереподвыподвертами" интегралы не берутся. Тщательным. Браться на "авось" не стоит, больше будет проблем: заказчик разгундится по поводу того, что вы с ним проходите (пусть и в рамках современного британского "коммуникативного" учебника) "нудную грамматику" и "эти did-ы я все равно не выучу, давайте просто говорить". Итог: результат почти нолевой, недовольство, потраченное впустую время и, если клиент захочет сменить препода в поисках своей "волшебной таблетки", тогда и деньги, которые вы планировали получить с этого заказа, вы не получите.
2. "Ребенок в 9-м классе, знания слабые, сдавать экзамен нужно. Еще нужно решать с ним школьное д/з от и до, а заодно и вперед проходить" - весьма часто встречающаяся формулировка в последние годы. В последние кризисные - самый популярный заказ. "Товар" месяца, дня, года. 99% с "Вашего репетитора" и прочих посреднических баз. 99% любых объявлений "Ищу репетитора по английскому для сына/дочери". А, да. Забыла упомянуть: все выше перечисленное - при двух часах в неделю, т.е. двух уроков в неделю по 60 минут длительностью (ну это для полноты картины, так сказать). В предыдущей части я уже говорила, что
не работаю со школьными двойками, домашками и иже с ними и объясняла, почему это не стоит делать. Все, сказанное в том посте, справедливо и сейчас. Ситуация - как в анекдоте: "Сейчас докурю и пойду сдавать китайский". Хотя, смешного ничего нет.
Такой заказ вымотает вас аки мокрую тряпочку, сожрёт все соки, а деньги, заработанные с него, уйдут на антидепрессанты лечение в клинике неврозов, у вас будет дергаться глаз и с такого урока вы будете уходить с едва сдерживаемым желанием убивать начать учить этого человека как Доктор Фауст-добрый малый (учит деток чем попало: розгой, плеткой, ремешком, палкой, скалкой, кулаком).
И это все - не от того, что вы - плохой преподаватель. Если вы осознаете нереальность требований и понимаете, что невозможно впихнуть невпихуемое все это разработать так, чтобы получить тот результат, который ожидает клиент (особенно если при этом на экзамене надо баллов 70), вы - хороший препод. Плохой бы кинулся в омут с головой, не отвечая за результат или же взвалив на себя ту ношу, которая не является посильной ни для кого.
Чем это лечится.
Опять-таки разъясняем. Максимально доходчиво. То, что цель нереальная, исходя из того временнОго лимита, который имеется.
3. "Зачем вы мне даете эту вашу домашку? Я ее все равно не сделаю, так как не делаю обычно и вообще, у меня времени на домашку нет"- такая распространенная формулировка, звучащая и из уст взрослых людей (вроде бы понимающих, что ИМ нужен английский), и из уст тинейджеров, а также их родителей. К чему ведет? К тому, что каждый урок из месяца в месяц вы будете проходить одно и то же, поскольку человек не закрепляет изученное на уроке самостоятельно без помощи преподавателя. Напомню, что в "глобальном смысле" задача препода - научить в итоге обходиться без него, именно это и является эффективным результатом обучения. И чем самостоятельнее становится из уровня в уровень студент, тем эффективнее вы проделываете и проделали свою работу. Именно по этой причине и даются д/з в любой методике: британской, российской... да какой угодно.
Чем это лечится.
Если вы работаете в группе, давайте тесты и не предупреждайте о них. Для того, чтоб получить тот уровень, который есть на данный момент (без ночных бдений за N-ным количеством юнитов из учебника прямо перед днем тестирования). Давайте writing по своему курсу, делаться эти задания должны прямо на уроке (дайте 7-8 минут по таймеру), абсолютно самостоятельно и без разрешения пользоваться "гугл промтами" и иже с ними.
Возможно, увидев результаты, человек задумается и либо будет все-таки делать д/з, либо поймет, что английский ему все-таки не так уж и нужен (раз нет времени на самоподготовку дома). Да, кстати, у меня в одной из корпоративных групп такая студентка не получила сертификат. Тазик соплей, конечно же, вылила, плакала, что ее муж будет ругать и много чего еще, но не получила (а потому что нечего было).
Ладно, закругляюсь.
Вопросы если есть, в комменты жду =)