В первой части я писала о таком инструменте, как взаимопиар. Здесь же речь пойдет о граблях. Да-да, о тех самых, на которые прыгнула я, поддавшись давлению масс в сообществе "ру_психолог". Тогда я жаловалась о том, что рекламируя друзьям, чувствую себя побирающейся, что-то выпрашивающей, а меня закидали камнями: "Дааа! Вы вирусной рекламой занимаетесь! Да вас все пошлют в пеший эротический, делайте платно и отстаньте от друзей!"
К слову: на данный момент в контакте у меня около 620 друзей, из них непосредственно общалась я в разные периоды примерно с 400-500 людьми, которые знают меня еще по моим прошлым музыкальным делам. Но не суть. А суть в том, что я, когда в моей группе было порядка человек 70-75, действительно попыталась пойти путем платной рекламы и, как выражались "народные массы" в "ру_психологе", "отстала от друзей". Что получила? Да практически ничего. И отчасти сама в этом виновата. Подробности под катом.
Начнем с того, что я не скрывала никогда, что с определенного момента в моем репетиторском деле все пошло из рук вон плохо, причем тогда, когда ситуацию спасать было уже бесполезно: за примерно два месяца до окончания учебного года, когда я даже ЕГЭшнков и ГИАшников набрать бы физически уже не смогла. Было бы хорошо, думаю, не начала бы я так активно продвигать в массы
прокат платьев и продажу своих авторских украшений. При этом при всем, у меня не было практически стартового капитала. Из вложений - кое-что из материалов (порядка 700 рублей на бисер,бусины и фурнитуру) плюс реклама. Благо, в рекламу я вложила порядка 1000 рублей, не рискнув при этом своим летним н/з, на который мне тянуть и тянуть еще минимум до августа. И слава богу! Потому что я не знаю, окупилась бы и когда бОльшая сумма, вбуханная в рекламу.
Ладно, перехожу к непосредственно своему опыту платной раскрутки. Начну по порядку.
1) Контекст.
Во-первых, контекст, хоть и считается весьма эффективным, на моей практике оказывается весьма странным. Например, я часто искала зимой и весной инфу про квартиры, и теперь добрый гугл мне постоянно выдает что-то весьма условно подходящее, например, купить таунхаус где-нибудь под Урюпинском или квартиру чуть ли не на Дальнем Востоке. По английскому, основной своей работе, я тоже искала много материала, в том числе методического через поисковые запросы, и теперь еще часто маячат у меня перед глазами рекламные просьбы пройти курс английского языка в одной из школ (какие, блин, курсы? Я препод! И ищу методический материал!). В контакте опция "Рекламировать сообщество" оказалась весьма странной: по идее там плата за переходы, какая-то непонятная система запуска и оплаты (толи голосами, толи еще как, толи по факту переходов, толи заранее, я, в общем, так и не разобралась, потому делать не стала).
2) Реклама через другие, более крупные группы.
По сути, это способ получения "гешефта" для многочисленных групп и является более распространенным, чем контекст. Однако, здесь есть свои подводные камни. В частности, то, что вы не угадаете с целевой аудиторией и еще кое-что (но об этом чуть позже). Благо, у меня ума хватило не лезть в группы с миллионной численностью и не платить гигансткие деньги. Но я полезла в две группы, где численность 15-25 тыс.человек и где реклама стоит столько, что не шибко страшно этой суммой рискнуть.
Что это мне принесло? Порядка 10 новых участников в группу, часть из которых удалилась. Но группы сами в этом не виноваты. Почему не получилось привлечь нормально народу? Во-первых, целевая аудитория. Если в первой группе она у меня более-менее совпадала, то во второй - весьма условно, поскольку вторая группа была именно музыкальным СМИ, потому репосты моих сообщений были им малость не в кассу (а завалить всю стену музыкальными подборками мне было б тоже не в кассу). Во-вторых, я достаточно много читала литературы на тему раскрутки, многие говорят, что есть некий психологический барьер, с которого люди начинают активно вступать. Точно его определить сложно, но мне кажется, самый минимум - это тысяча человек, а то, и две-три.
Так вот, с момента завершения последнего рекламного контракта, я поняла: пока у меня не будет 1000 человек, набранные бесплатными спосбами, платную я брать не буду. И ни копейки более не потрачу на рекламу до преодоления психологического барьера (а желательно до момента, когда предыдущий рекламный бюджет отобъется дважды). На данный момент у меня в
группе около 500 человек, где-то сотня с гаком - мои друзья, которые пришли с моих же приглашений, остальное набрано с помощью взаимного пиара, в т.ч. взаимного вступления. Для бесплатного способа, с учетом того, что с какого-то момента приглашать в контакте тех, кто у вас не в друзьях, в группу стало невозможно (а лично писать людям из поиска - риск попасть под блокировку), это очень даже неплохо. Буду продолжать в том же духе =)))
Ну и немного советов.
1) Не берите платную раскрутку, даже очень дешевую, пока в вашей группе не набралась хотя бы тысяча человек (для того, чтоб набрать тысячу, пользуйтесь приглашениями своих друзей и способами взаимопиара, в том числе взаимным вступлением в группы).
2) Ну и как предприниматель. Не рискуйте вложениями. Есть некий стереотип, что, якобы, чем больше вложения, тем быстрее они окупятся. Не тупите! (уж извиняюсь за грубость). На самом деле такого нет. Тем более этого нет, когда в стране экономический кризис. Знаете, почему в кризис именно мелкие, копеечные стартапы на коленке имеют шанс занять свою нишу, в отличие от более крупных игровов рынка (которые терпят фиаско)? Потому что у таких стартапиков просто мало расходов, либо этих расходов почти нет. Вот. И не слушайте никого, кто вам будет рекомендовать вложиться. Вам страшно (как и мне) рискнуть даже суммой в 500 рублей? В 1000 рублей? Не рискуйте! Ищите бесплатные способы рекламы, они есть.