Feb 23, 2014 19:21
Достаточно давняя тема споров, в т.ч.среди преподавателей. Очень часто у многих групповые занятия языком ассоциируются с опытом изучения в школе и в институте (о "школьностях" и непрофессионализме в этом плане я уже писала не раз). Потому возникает ассоциация с уравниловкой, не подходящим по уровню планом, формальным прохождением программы/учебника и т.д. На самом деле, что касается индивидуальных и групповых занятий, то тут в принципе подходит поговорка, касающаяся медицины: "Всё лекарство и всё яд". Немного поясню: да, и там, и там есть минусы, но эти минусы можно превратить в инструмент. Как? Очень просто, сейчас объясню по пунктам. Начну с групповых.
1) Люди с разными особенностями, скоростью усвоения материала, а иногда и с разницей в уровне.
Да, такое бывает. И достаточно часто. Даже в том случае, когда методист тщательно тестирует желающих и определяет в группу по уровню. Как следствие - либо процесс превращается в формализацию, либо войну со слабыми в ущерб сильных, либо с сильными в ущерб слабых. Скажу сразу: такие "войны" - признак слабости преподавателя (хотя, местами и наглости некоторых учащихся в группе). Как с этим бороться? В принципе, именно бороться - не всегда возможно, отсюда и получается очень часто "уравниловка". Но можно это использовать, правильно организовав работу. Например, работу в парах слабый+сильный или медленный+быстрый. Также для молчунов vs вечно не затыкающихся есть карточки "Initiate- respond"
2) Совсем чужие дяди и тёти. С ними стесняешься, стыдно.
Ну, во-первых, кто вам сказал, что в группу вы не можете с собой привести друга-подругу? Во-вторых, все, кто туда пришел, так же точно еще учатся, как и вы, потому не нужно комплексовать из-за ошибок, того, что вы не так что-то можете сказать и т.д. Ошибка многих - то, что приходя в группу они категорически затыкаются и в итоге отсиживают курс (если вообще доходят до конца, как правило, сваливают на половине) как универские лекции, отказываясь от участия в совместных играх, коммуникативных заданиях и вообще отказываясь отвечать. Это совершенно зря, потому что ваши одногруппники могут стать для вас тоже в какой-то степени учителями, равно как и вы их тоже можете чему-то научить, может выйти очень эффективное взаимодействие, ведущее к результату. В-третьих, совсем чужие дяди-тёти - отличный повод завести себе новых друзей и познакомиться с новыми людьми, не стоит об этом забывать =).
Теперь, что касается индивидуальных занятий. Да, безусловно, есть очень жирный плюс, который называется учетом ваших личных особенностей. Но иногда без взаимодействия, духа соревнования и т.д. вы рискуете по два-три года сидеть на одном и том же уровне, никуда не двигаясь. Нет, безусловно, качественный преподаватель вас будет двигать в нужном направлении. Безусловно также то, что сравнивать себя с другими - не очень хорошо и может привести к перфекционизму и комплексу "вечного начинающего" (на индивидуальных занятиях вы можете себя сравнить только с самим собой). Но иногда нужен взгляд со стороны, который очень хорош из уст "однокашников" (я говорю про обучение взрослых, где все-таки находятся в одной группе люди, умеющие как-то хоть с другими взаимодействовать, а не обзываться и хохотать).
Еще есть такой момент, что вы точно так же, как и те, кто в группу ходит "как на лекцию", закрываетесь, и не выносите свои знания за пределы книжки (хотя с преподавателем стараетесь много обсуждать, говорить и т.д.), т.е. ИРЛ-практики вы избегаете (т.к. доверяете из-за стеснения свои знания только преподавателю). В таких случаях, все-таки, поможет именно группа. Пусть даже это будете вы плюс друг, тогда будет уже проще (особенно имея возможность видеться вне занятий и тусить вместе), вы сможете как-то начать действовать без контроля со стороны препода ("А давай фильм посмотрим?" "Вон, дядя иностранный. Потерялся, наверное, в Москве, давай ему поможем дорогу найти").
Резюмируя, скажу, что индивидуально или группа - это в любом случае решать вам. И то, и другое может быть одинаково полезно и эффективно (главное - грамотный преподаватель).
В скором времени хочу открыть набор в мини-группы, собственно, потому и подумала о написании этого очерка, дабы собрать мнения и хорошо подумать.
изучение английского языка,
английский,
уроки английского языка