Надо сказать, что большинство испанских мастеров уделяли много внимания изображению одежды своих героев. костюм любого персонажа, начиная с королевских особ и кончая уличными торговцами, отличала тщательная прорисовка всех деталей и абсолютная достоверность.
Уникальность испанского костюма состояло в том, что нем присутствовали три составляющие: собственно костюм жителей Пиренейского полуострова, на который оказывали сильное влияние и итальяно-французская
мода и традиции арабского костюма.
С итальянским и французским испанский костюм Средневековья
роднит сюрко и обуви с длинными носами, но уже головной убор достаточно сильно отличается. Мы помним шапероны-тюрбаны, а вот как выглядел испанский капирот.
На этой миниатюре 13 века изображены флагелланты(бичующие - религиозное движение)На их головах - капироты. В дальнейшем форма этих головных уборов изменилась.
Вот так выглядели капироты на картине Ф.Гойи, изображавшие тех же флагеллантов.
А вот уже чисто испанские элементы костюма:
собреропа - свободная верхняя мужская одежда с широкими рукавами.
абриго - верхняя мужская одежда с узким лифом и длинными узкими рукавами. От талии книзу абриго расширено и имеет на спинке разрез.
хубон - разновидность куртки
ропилья - верхняя одежда наподобие хубона, но более длинная, всегда с фальшивыми рукавами.
Хайме Уге.(каталонский художник периода поздней готики)
«Святые Абдон и Сеннен», 1460
На св. Абдоне (слева) хубон с узким рукавом и шнуровкой по локтевому шву, поверх него светлая ропилья с откидными рукавами, поверх неё - плащ боэмио («богемский») из парчи на светлой подкладке. Головной убор капирот с жестким бортом имеет длинный конец, называемый «рабо», который спускается с левой стороны и перекинут на правое плечо. Св. Сеннен без плаща, в одной ропилье, собранной на талии в складочки.
Педро Берругете (наиболее интересный художник испанского искусства эпохи перехода от готики к Возрождению)
"Автопортрет"
На художнике нижняя рубашка - камиза, хубон, поверх которого надето сюрко. На голове один из вариантов капирота.
В эпоху Возрождения изменения в испанском мужском костюме шло двумя путями: видоизменялись существующие детали и появлялись новые. Так, например, хубон становится более облегающим, у него опустилась линия талии, он все более приобретал форму доспехов, для чего в него вставлялись куски картона. Чулки-штаны - кальсес, стали делится на две самостоятельные части: нижняя осталась практически без изменений, зато верхняя со временем приобрела форму бочонка. В дальнейшем они превратились в самостоятельную часть костюма и стали называться брагетт.
Эволюционировал жесткий воротник - от необходимой защиты шеи от удара мечом в знаменитую накрахмаленную гофрированную горгеру.
Вот как примерно выглядели эти изменения:
Хуан ван дер Гамен
Как видите, в данном случае у воротника чисто утилитарное значение - он часть доспехов.
Эль Греко "Портрет Винченцо Анастаджи"
А вот тут он начинает приобретать более изысканные формы, но продолжает оставаться частью доспехов. Как и набитый ватой брагетт, прикрывающие ноги кавалериста, коим является герой картины.
Эль Греко "Портрет Джеронимо де Кавалос"
А это уже и есть горгера.
Алонсо Санчес Коэльо. «Портрет дона Карлоса»
Тициан "Портрет Карла V, с его собакой"
Джованни Баттиста Морони.(итальянский художник, один из крупнейших портретистов XVI в)
"Дон Габриэль де ла Куэва"
Алонсо Санчес Коэльо. "Портрет Себастьяна I"
Алонсо Санчес Коэльо. "Портрет Рудольфа II"
Родриго де Вильяндрандо. "Портрет инфанта Филиппа (Филиппа IV) с карликом Соплильо."
Хуан Санчес Котан (испанский художник, один из основоположников реалистического стиля в Испании)
"Портрет бородача"
Женский испанский костюм был, естественно, разнообразнее мужского, но при этом они имели много общих черт. И в первую очередь это относится к так называемой "каркасности» костюма. В мужском костюме, как мы уже видели, свободные формы некоторых деталей искусственно принимают жесткую форму. То же самое, но еще более подчеркнуто; происходит и в женской одежде. Связано это в первую очередь с аскетизмом, проповедуемым католической церковью, с тезисом об усмирении, а то и отрицании, грешной плоти. Как пишет известный искусствовед и историк костюма М. Н. Мерцалова:"По сравнению с гармоничной модой итальянского Ренессанса, уважающего человеческое тело, испанская мода оказалась под сильным влиянием геометрических форм, которые искусственно изменяют естественные линии тела человека, деформируют их."
И если в средневековом костюме женском испанском костюме главную роль играла вестидо - свободное длинное цельнокройное платье, надеваемое на рубашку,то в эпоху Возрождения ситуация резко изменилась.
Это примеры вестидо.
Аристократки последующей эпохи уже не чувствовали себя так свободно. Они должны были одевать:
Сначала две юбки - нижнюю, вертигадо(вертюгаден) из плотной ткани в которую вшивали металлические обручи. потом шла баскинья - юбка из черной тафты. Она покрывала обручи предыдущий юбки и была видна в треугольный разрез вестидо, верхнего платья, надевающееся поверх предыдущих юбок. Но в отличие от своей средневековой предшественницы, оно уже не было свободным и ниспадающим.
Кроме того, само вестидо было уже не цельнокройным, а делилось на несколько частей. Основной частью платья был сложнокройный лиф со съемными или откидными фальшивыми рукавами. Каркас лифа чаще всего был из металлических прорезных пластин на шарнирах, которые сгибались определённым образом и обтягивались тонкой замшей или бархатом. Лиф спереди заканчивался длинным острым мысом С помощью накладки из конского волоса в лифе создавали плоский конус торса, пряча естественную выпуклость груди. К лифу была пришита расклешенная юбка. Декольте, если оно имелось, закрывалось вставочкой, обычно расшитой.
Диего Веласкес. «Портрет Изабеллы де Бурбон»
Хуан Фландес ( испанский художник нидерландского происхождения XV века, один из главнейших представителей Возрождения в Испании)
"Портрет Изабеллы Кастильской"
Педро Гарсия де Бенабарре. «Ретабло Иоанна Крестителя». Саломея одета в платье на обручах.
Антонис Мор.( нидерландский портретист XVI века, работавший при дворах Испании, Италии, Англии).
.«Портрет Катарины Португальской»,
Пожилая королева не стала затягиваться в корсет: на ней парчовое вестидо и черная распашная ропа.
Хуан Корреньо де Миранда, испанский художник эпохи барокко.
Хуан Корреньо де Миранда "
Алонсо Санчес Коэльо. "Изабелла Тюдор"
Франс Пурбус Младший ( южнонидерландский (фламандский) художник.)
"Изабелла Клара Евгения"
Софонисба Ангиссола (итальянская художница, первая известная художница эпохи Ренессанса).
"Испанские принцессы Исабель и Каталина"
Дие́го Вела́скес "Инфанта Маргарита Австрийская"
Дие́го Вела́скес "Менины"
Хуан Пантоха де ла Крус ( Oфициальный придворный портретист Филиппа II, и Филиппа III) "Женский портрет"
Педро де Кампанья (южнонидерландский (фламандский) художник периода Ренессанса, преимущественно работавший в Испании)
"Портрет дамы"
Отсюда
http://my.mail.ru/community/galereja/25F2785F0D4B50E4.html