Актер и режиссер Сергей Газаров, отправляясь в командировку в Минск, лишь в поезде узнал, что там у него будет новая партнерша - студентка Щуки. «Хорошенькая?»,- небрежно спросил Сергей. Позже он стоял на балконе своего номера гостиницы и, увидев девушку, проходившую внизу, чуть не свалился ей под ноги. Он почем-то сразу понял, что это его новая партнерша и что такой он еще не видел. «Просто красивых женщин много. Но Ирина была не просто красивой, в ней была тайна, о которой мечтает каждый мужчина. Я спросил у нее: « Я же не первый человек, который от тебя обалдел. Скажи, в чем секрет?» - «Не надо в этом копаться,- ответила она.- Если узнаешь меня до конца, все очарование пропадет». Мы прожили 14 абсолютно счастливых лет, а тайна так и осталась неразгаданной».
Как театральная актриса, она стала по-настоящему знаменитой после выхода спектакля «Мадам Баттерфляй". Сергей Маковецкий, который играл с Ириной в этом спектакле, вспоминает, что видел тогда рождение звезды. Это происходило за его спиной, потому что его герой все время смотрел в зал. Боковым зрением или даже какими-то нервными окончаниями он чувствовал выход Ирины на сцену. В этот момент в нее влюблялись все - и мужчины и женщины - это был выход звезды. А потом она вытворяла немыслимое: болтаясь на перекладине вниз головой, рассыпав свои шикарные волосы по полу, она произносила длинный шокирующий монолог с какой-то хулиганской легкостью и дерзостью. Создавалось впечатление, что ей все давалось легко, без усилий.
Олег Павлович Табаков, увидев Ирину в малюсенькой роли, был очарован: "Она появилась на сцене и ушла, а у меня осталось впечатление, что я атом солнца проглотил". ... Ирина Метлицкая должна была играть героинь Бунина, Тургенева, Чехова, Толстого... Она могла стать Анной Карениной, но не стала: просто не успела. Она, чувствительная и прозрачная, сыграла бы любые тончайшие движения женской души. Но этого не случилось… Ирина была легкая, блистательная, красивая и всегда улыбалась. Никто никогда не видела ее мрачной, депрессивной, угрюмой. При ней забывалось, что жизнь трудна, хотелось говорить: «Жизнь прекрасна!» Кто-то сказал про нее: "Уходящая натура..." Она ушла, оставив тех, кто ее знал и любил с чувством несправедливой утраты... и ощущением, что так и недопоняли ее до конца при жизни. Может быть, поэтому каждый пытается досочинить ее по-своему? Так какой же она все-таки была?..
Метлицкая девять лет украшала труппу «Современника». Красота часто мешала ей получить глубокие, характерные, возрастные роли. Но если она такую роль получала, ее не пугал ни страшный грим, ни костюм, состоящий из рваной телогрейки и валенок. Она была настолько настоящей, что я иногда сомневаюсь, достаточно ли полно передает ее суть слово «талант». Столько всего было заложено в этой богатой личности, что можно лишь предполагать, как она могла еще проявить себя в искусстве. Если бы могла…
Однажды Ирина Метлицкая приняла совершенно неожиданное предложение: сыграть набоковскую Лолиту в спектакле Романа Виктюка. Взрослая женщина за тридцать, воспитывающая двух сыновей, согласилась перевоплотиться в девочку- нимфетку. Страшно опасную девочку - развязную, избалованную, порочную. И эта тайна, которой нет ни в одной исполнительнице роли Лолиты.
Партнер Метлицкой по спектаклю «Мадам Баттерфляй» Сергей Маковецкий рассказывает, что весь спектакль, по сути, стоял лицом к залу, а она находилась у него за спиной. Но он чувствовал ее появление, каждое движение по сцене: так влюблено замирал зал. Она вытворяла что-то немыслимое, болтаясь на трапеции вниз головой, рассыпав по полу свои прекрасные волосы. И говорила циничный, хулиганский текст. «Я чувствовал, какая звезда рождается рядом со мной на сцене».
Это чувствовали многие. Многие завидовали. Красоте, семейному счастью, мифическому богатству. На самом деле свои роскошные платья она шила сама. Свадебный костюм впоследствии выходной мужу - тоже. Детские вещи - само собой. И это ни на чем не сказывалось, она никогда никуда не опаздывала, не выглядела невыспавшейся. Действительно все давалось легко? Легче, чем другим женщинам?
Она была создана из солнечного луча, хрусталя и стали. Никто из тех, кто вспоминает отпущенные ей 35 лет жизни, не был свидетелем конфликтной ситуации, сцены отчаяния, ссоры с ее участием. Никто не вспомнит дурного слова, сказанного ею или о ней. Если, конечно, не считать таковым прозвище «Метла», как для сокращения и шутки ради называли Ирину Метлицкую коллеги. Талантливую актрису красоты настолько невероятной, что она могла бы стать первой и в Голливуде.
Сенсацией Московского кинофестиваля 1995 года стала потрясающая ведущая - актриса театра и кино Ирина Метлицкая. Через четыре месяца ей должно было исполниться 36 лет. Все думали, что это ее звездный час. Когда Роман Виктюк пригласил актрису на роль Анны Карениной, Михаил Барышников, игравший Вронского, мельком взглянув на нее, сказал режиссеру: «Это попадание в десятку». Сергей Соловьев, считавший Ирину олицетворением « космической женственности мира», видел такое трио в будущем фильме «Анна Каренина»: Метлицкая, Домогаров, Филатов.
За год, когда обнаружилась болезнь и был установлен окончательный диагноз - острый лейкоз, Ирина снялась в трех фильмах, играла в нескольких театральных постановках. Никто из коллег не замечал напряжения в ее работе. Лишь оператор Борис Брожковский, снимая фильм «Черная вуаль», подолгу держал в кадре ее глаза, наполненные слезами, отчаянием и болью. Впрочем, такая трагическая подача образа соответствовала сюжету.
В картине «Любовь, предвестие печали» героиня Метлицкой погибает вместе с любовником - Андреем Соколовым. Он потом честно скажет, что боялся сцены собственной смерти. А ей бояться было нечего. Ей жизнь вынесла приговор неизвестно за что.
Когда-то, еще ничего не зная о своей болезни, она внимательно посмотрела мужу в глаза и сказала: «А ведь ты похоронишь меня». Может, это и было ее тайной, печалью, слезой во взгляде - мистическое предчувствие раннего ухода?
Рядом с могилой Ирины Сергей оставил место для себя. Он верит, что они встретятся