В XVIII веке этот французский живописец и рисовальщик был очень известен.
«La Belle complaisante" 1740
Никола Ланкре (1690-1743), младший современник Ватто, учился вместе с ним у Клода Жилло. Дружба была недолгой - слишком уж сложным характером обладал Ватто. Куда прочнее оказалось творческое влияние. Следуя советам товарища, Ланкре много работал с натуры, особенно изображая природу. Его картины, как отмечали современники, были «во вкусе Ватто». И в Академию живописи Ланкре был принят именно как мастер «галантных празднеств».
Весна. Эрмитаж
Не удивительно, что Ланкре был очень популярен. Он честно поставил перед собой цель - нравиться, и цели этой достиг. С его картин делалось множество гравюр. Коллекции его произведений украшали дворцы прусского короля Фридриха II, российской императрицы Екатерины II, французских и английских аристократов. В создании пленительного образа «галантного восемнадцатого века» - такого, каким он остался в истории, - есть, безусловно, большая заслуга Никола Ланкре.
Танцы у фонтана 1724
Работы Ланкре подчеркнуто декоративны. И не только станковые картины.
Художник одним из первых во французской живописи занялся тем, что мы бы назвали дизайном интерьера. Он не гнушался росписью предметов быта (ширм, вееров, мебели) сотрудничал с архитекторами и декораторами, создавая для своих заказчиков единую среду обитания, выдержанную в стиле рококо. Он и к картинам относился прежде всего как к украшению, выбирая и их размер, и манеру письма в зависимости от того, где их предполагалось поместить.
Танцы в павильоне. НИКОЛА ЛАНКРЕ
Плодородие 1730
Музей Тиссена-Борнемисы
Во взгляде на мир Никола Ланкре - та же зоркость, что у Ватто, но она совершенно лишена тревоги, горькой прозорливости. Художник с удовольствием изображает современников, пользуясь для этого всем набором великолепных приемов, которые мог предоставить стиль рококо. Сюжеты многих из них взяты из пьес, действие подчас прямо происходит на театральных подмостках. Интерес и любовь к театру Ланкре, как и Ватто, привил их учитель Жилло.
Портрет танцовщицы Камарго» 1730
Эрмитаж
Портрет Марии-Анны Кюпп де Камарго - известной танцовщицы своего времени. Она изобрела до сих пор используемые в балете туфли, укоротила юбку, что позволило ввести в танец новые па. Фактически Камарго является основоположницей балета в его классическом понимании. Танцовщица была весьма популярна и любима современниками, этим объясняется успех полотна и его многочисленные авторские повторения-варианты. Основная композиция в них оставалась прежней, менялся лишь партнер или цвет платья, увеличивалось или уменьшалось количество аккомпанирующих музыкантов среди декораций, изображающих парк. Портрет получился таким красивым благодаря мягкому золотисто-розовому колориту и легкому, изящному исполнению в стиле рококо.
Ланкре любил повторяющиеся сюжеты, вновь и вновь изображая ловцов птиц, прекрасных купальщиц, пасторальные сценки с участием кокетливых пастушков и пастушек. Есть у него и серии картин, посвященные разным видам игр и развлечений, возрастам человека, стихиям и временам года.
Молодость
1735. Национальная галерея, Лондон.
«Молодость». Размер картины 34 x 45 см, холст, масло. Девушка в правой части картины, весьма пикантно поправляющая чулки, удостоена внимания молодого человека, поддерживающего с ней галантную беседу. Внимание зрителей в картине художник сосредотачивает в центре комнаты на другой девушке, украшенной цветами при помощи подруг, которая восхищается собой в зеркале.