Несчастная Марыся

Sep 08, 2015 18:02





Каждый раз, вспоминая Несвиж, мы поневоле вспоминаем тех, кто на протяжении многих веков являлся здесь, без преувеличения, местными королями, причём более могущественными, нежели коронованные особы. Вспоминаем Радзивиллов.

С этим родом связано немало историй разной степени достоверности, и уж, конечно, не обошлось и без историй романтических. Одна из таких историй - история о несчастной Марысе Радзивилл.

В некогда популярной песне были такие слова: «всё могут короли, но вот жениться по любви не может ни один, ни один король». И касается это не только королей, но и магнатов. Знатное происхождение и большое богатства делают человека заложниками. И если кто-то получает от этого рабства своего рода удовольствие, то многие люди, столкнувшись со всей тяжестью этой «золотой клетки», стремятся всеми силами за эти пределы вырваться.

У одного из Радзивиллов родилась дочь. Конечно, в любом магнатском роду больше приветствовались сыновья, продолжатели фамилии, но красавицы-девушки служили укреплению дипломатических связей, а нередко - и экономическому процветанию рода, потому, разумеется, к девицам из знатных фамилий относились более чем почтительно. И, в отличие от большинства русских дворянских дочерей, белорусы стремились девушек дворянского рода как следует образовать. Потому что жена, конечно, не играет принципиальной роли на официальных приёмах, однако нередко именно она принимает все основные решения, ловко и мудро управляя поступками своего мужа. Причём это - реальность высшего света того времени.

Так вот, дочь магната, разумеется, получала великолепное образование. Её не только учили читать и писать, но также и обучали всеми - от дипломатии и иностранных языков до верховой езды. И, конечно, юные девы рода Радзивиллов буквально не знали отказа в своих каждодневных желаниях. Так росла и шестнадцатилетняя Марыся. Её вполне устраивала жизнь в замке своего отца - ведь здесь у неё были и любимые служанки и, главное - молодой парень, который учил её верховой езде. Юная княжна с огромным удовольствием не только осваивала собственно эту непростую науку, но и наслаждалась ускоренным биением собственного сердца, когда молодой да пригожий учитель из местных проводил очередное занятие.

Однако шестнадцать лет - вполне солидный возраст, да и Марыся была хороша собой, не говоря уже о богатстве и влиятельности своего отца, а потому сватались к ней многие вельможные персоны. И пока речь шла о незначительных с точки зрения интересов рода Радзивиллов, отец Марыси позволял ей перебирать. Но одним из претендентов стал австрийский принц. Богатство этого претендента, с точки зрения родителей Марыси, вполне уравновешивало и преклонный возраст «молодого», и его не слишком привлекательную внешность. Однако строптивая девица не согласилась с решением родителей, эмоционально и наотрез отказавшись выходить за старика и мотивируя это столь незначительным (с точки зрения макроэкономики и политики) обстоятельством, что не любит его.

Сейчас уже невозможно узнать, проговорилась ли она сама о своём чувстве к конюху, или же умудрённый жизнью князь сам провёл расследование среди дворни и вычислил того, к кому столь стремилась сердцем его дочь. Но факт остаётся фактом - молодого конюха схватили и, после пыток, убили. А Марысю поставили перед фактом - назначена дата венчания.

Юная Марыся проплакала несколько дней, а накануне венчания, которое должно было состояться на Рождество, переодевшись в свадебное платье, отправилась в магнатский парк, к тому месту, где с любимым они проводили время. А поскольку, кроме платья из тончайшей ткани, на ней ничего больше не было, то зимние морозы сделали своё дело достаточно быстро. Утром юную невесту нашли замёрзшей насмерть, лежащей на камне в парке.

Камень этот лежит в парке и по сей день. И называют его просто - Марысин. Говорят, что это отец Марыси его так назвал. И, невзирая на принятое христианство и тот факт, что гроб с телом дочери был отправлен на вечное хранение в подземелье несвижского костёла, каждый год в ночь на Рождество камень этот убирали в вэлюм, тончайшую ткань, из которой изготавливали свадебную фату.

(Автор-Катерина Сидорук)

ВКЛ, Легенда, Несвиж, Радзивилл

Previous post Next post
Up