На этой неделе исполнилось 108 лет со дня рождения великой женщины, о которой сегодня вспоминают слишком редко.
Мать будущей кинозвезды Кэтрин Хепбёрн была признанным лидером суфражисток города Хартфорда. Юная Кэти, по прозвищу Джимми, старалась ни в чем не уступать своей боевой матушке и преуспела в этом: закончила колледж, выучила несколько языков, завоевала медаль на чемпионате штата Миссури по фигурному катанию, стала второй ракеткой того же штата и одной из самых многообещающих гольфисток в стране. Мирное и благополучное течение своей жизни Кэтрин скрашивала и другими достижениями. Однажды ее чуть не исключили из колледжа за курение. Мисс Хепбёрн - вторая ракетка штата - курила на крыше общежития в обнаженном виде…
Вполне может быть, что идея пойти в актрисы возникла у Кэтрин из противоречия собственной натуре. Кэтрин, с ее богатым внутренним миром, прекрасным образованием и финансовым положением, можно было уединиться где-нибудь в деревне и сочинять женские романы. Но Хепбёрн предпочла путь наибольшего сопротивления. Вначале она довольно быстро стала ведущей актрисой в театральном кружке родного колледжа. После окончания колледжа Хепбёрн отважно ринулась на штурм Нью-Йорка. Но штурм плавно перешел в затяжную осаду. Кэтрин добивалась любой роли в любом театре, но вот удержать ее обычно не удавалось. Хепбёрн теряла работу так же легко и виртуозно, как и находила. "Я не актриса, так фиксатор", - повторяла Хепбёрн, переживая очередное снятие с роли. Это ее определение. Под словом "фиксатор" имелось в виду механическое фиксирование в памяти текста и мизансцен и выдачи всего этого на зрителя
Ее коллеги приходили на пробы и просмотры, разряженные в пух и прах. А Кэтрин появлялась в старом твидовом пальто, надетом поверх серенького балахона. Голову актрисы украшала ветхая вязаная шапочка. Кроме того, она часто носила брюки - не для эпатажа, как, например, Дитрих. Просто в теплых брюках ей было очень удобно и уютно. В таком, или примерно таком виде Кэтрин предстала перед Майроном Селзником, братом незабвенного Дэвида Селзника, продюсера и тонкого ценителя женской красоты. "Чудесно, мисс Хепбёрн! Вас ждет мистер Кьюкор", - только и сказал Дэвид Селзник. И Кэтрин Хепбёрн навестила режиссера Джорджа Кьюкора…
Ему удалось рассмотреть в странной девушке звезду феноменальной величины. Именно в его фильме "Билле о разводе" Кэтрин и дебютировала.
Кэтрин стала кинозвездой всего за полтора года. Теперь круг ее общения составляли сплошь знаменитости. Хепбёрн не искала дружбы, скорее наоборот, кто-то видел в ней старшую сестру, кто-то бесплатного психоаналитика, кто-то тонкого и умного собеседника. Кэтрин не разочаровывала никого, разве что себя.
На данном этапе своей деятельности актриса стала прагматична, как нью-йоркская фондовая биржа. На студии уже знали, что если она заприметит какую-нибудь роль, то лучше отдать ее по-хорошему. Не секрет, что многие, включая мужчин, боялись Кэтрин Хепбёрн.
В 1941 году прекрасный актер и неотразимый мужчина Спенсер Трейси был приглашен на главную мужскую роль "Женщина года". Его мало интересовало, что именно ему придется играть. Он влетел на студию для того, чтобы узнать, кто она, эта "Женщина года". Узнал и не поверил своим ушам.
"Как? Вы хотите, чтобы я с ней снимался? Она же непонятно какого пола, все время в брюках ходит. И поговаривают даже, что она не делает маникюр! Хотя, не подумайте ничего, я сам не проверял. Вы серьезно думаете, что Кэтрин Хепбёрн "Женщина года"? А вы уверены в том, что она вообще женщина?"
Их съемки станут настоящей дуэлью и закончатся главной любовью в жизни друг друга - длиной в двадцать шесть лет.
Хэпбёрн сыграла с Трейси в восьми картинах подряд. И стала для него всем: шофером, поваром, горничной, нянькой, психиатром, любовницей и доверенным лицом. Любая неудача, любой критический отзыв о новом фильме повергал Спенсера в состояние тяжелой меланхолии. И тогда Кэтрин бросала съемки и летела к нему с другого конца света - только она могла привести его в чувство. Ощущение, что она ухаживает за большим ребенком, не покидало ее, и от этого опытная леди, которая пережила в свое время роман с самим Говардом Хьюзом (именно ему посвящен известный фильм "Авиатор"), теряла голову. Поправившись, женатый Трэйси преспокойно заводил новую интрижку - с молоденькой Грейс Келли или Джин Тирни. Но Кэтрин только посмеивалась: она знала, что стареющий плейбой просто хочет доказать, что еще на что-то годен.
В 1965 году Трейси, перенесший тяжелую операцию и не желающий терять ни одного оставшегося ему дня, подписал контракт на съемку нового фильма "Угадай, кто придет на обед". Он должен был стать их с Кэтрин лебединой песней - все знали, что еще одной картины Трэйси не выдержит. Студия выставила необычные условия: гонорар Хэпбёрн будет лежать замороженным на специальном банковском счете - в случае, если с Трэйси что-нибудь случится, деньги пойдут на пересъемку сцен с другим актером. Вернувшись с переговоров, Спенсер долго глядел на Кейт, а затем принялся методично колотить по столешнице кулаком, разбивая костяшки в кровь: "Они-обращаются-со-мной-как-с-тру-пом! Ты не должна соглашаться!"
Кэтрин согласилась. На съемочной площадке постоянно дежурили врачи, но их помощь не понадобилась: Трэйси мужественно закончил картину. А через две недели его не стало.
Кэтрин получила за эту роль очередного "Оскара" - всего их в копилке актрисы было четыре, а номинаций - двенадцать. Однако до самой смерти она так и не нашла в себе сил посмотреть фильм, где они с Трэйси сыграли вместе в последний раз.
Актрисы не стало в 2003 году. Киномир Америки несколько месяцев не выходил из траура, а президент США Джордж Буш выступил с заявлением:
"Хепбёрн войдет в историю как одно из художественных сокровищ нации".