К осенней юнгианской конференции "Жажда смысла"

Oct 07, 2014 12:25


«Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живучая и крайне заразная; стоит идее завладеть мозгом, избавиться от неё практически невозможно» - фильм «Начало» Кристофера Нолана.

Вот так посмотришь - и снова увидишь родное, юнгианское. Шпион-трикстер внедряет идею, которая потом является архитектором невроза, психоза, соматической болезни. Так и в реальности. Однако, мы спрашиваем не только, в чем причина этой идеи, но главное, в чем ее смысл?

Причину находят, например, в конфликте между внутренней деструктивностью и внешней прагматичностью человека, его конформизмом, правильностью, трудолюбием, строгой реалистичностью, которые в совокупности являются лишь защитой от тотальной нехватки базовых потребностей в безопасности, доступности родителя, эмоциональном понимании ребенка и так далее. Жизнь по принуждению, а не в удовольствие, так как внутреннего столь мало, может попросту ничего не остаться, и полноценное самовыражение является роскошью. А слишком открытое проявление своих чувств, желаний, индивидуальности рождает страх.

Внешняя тишь да гладь обнаруживает туманную и вместе с тем удручающую реальность: внутреннюю деструктивность и рассогласование, которые в итоге оборачиваются болезнью. Человек обращается к врачу как к материнской функции, чтобы за ним ухаживали и его спасали. Однако, смысл сигнала не распознается и субъективное измерение человека исключается, непонимание причины и смысла все время бессознательно возвращает его на больничную койку. В итоге человек всю жизнь страдает или лечится, чему рады главные рекламодатели на ТВ. Порочный круг.

Если внешне человек ведет себя правильно лишь из-за давления внешнего авторитета и внутренних страхов, а внутренний мир (фантазий и, главное, снов) наполнен повторяющимися из кошмара в кошмар садомазохистическими образами (поглощение, сжирание, отрубание, убивание и т.д.), о какой гармонии и, стало быть, здоровье может идти речь? Неудивительно, что внутреннее со временем становится внешним и отображается либо в событии, либо на телесном уровне.

Символически можно сказать, что такое поведение наиболее обнаруживает жажду не только первичных потребностей, но и жажду смысла - в чем смысл страдания? Болезнь при первом приближении обессмысливает и одновременно создает условия для обнаружения смысла. Я бы назвал такое явление синдромом жажды смысла, который из местного, сигнального характера может перейти в хроническую стадию.
Однако, работа с Эго, коей занимается вся клиническая традиция, является лишь переходным этапом. Я думаю, что оставить человека на этом переходном этапе вполне возможно означает продолжение его оператуарного (конформного) функционирования, даже если все профантазировано, прочувствовано, и перенос переработан. Не стоит идеализировать стремление рационализировать и упорядочивать, что означает оставаться на уровне Эго. Терапия души это не ремесленничество, где такая-то болезнь она и в Африке такая-то болезнь, и подход везде один и тот же. Нужно помнить, что терапия - therapeuein - «исцелять» - означает «служить богам», то есть исцеление относится к области сакрального, и служила живому Богу секста дохристианских созерцателей, которые называли себя терапевтами, откуда и пошел этот термин.

При видении особенностей нашей души, которая, как известно, на огромном пространстве «между Европой и Азией», где зимой темно и холодно, а летом жарко, где «Вечный Инквизитор» Достоевского, где не факты, а тайна и «леший бродит», где «можно только верить», потому что нельзя измерить, на языке которой можно говорить и с Богом, и с солдатами, и с женщиной (Ломоносов) - тогда проживается целостное измерение. Человек это миф и только потом человек, что вобщем и разворачивается в терапии:  сиблинговые и детско-родительские конфликты ведут к мифам. Каин и Авель, Яхве и Иов, София и Ахамот, Деметра и Зевс, Персефона и Гермес - это то, что реально воплощается в человеке. Не только фрейдовские Нарцисс и Эхо. Уровень мифа обогащает терапию и снижает стремление патологизировать и сводить все к детско-родительской обусловленности, где часто больше фантазий, чем реальности.

Юнг называл рассогласованность «предательством Самости». Мы много можем найти мифологических предательств, одно Евангелие дает несколько сюжетов. Глубинна драма Предательства Самости обнаруживает смысл страдания, самого сильного, и разрешает бесконечное отыгрывание любых конфликтов детства, где любая проекция ребенка на родителя это проекция в рамках мифа человек - Бог, и его диалога с ним.

Укрепление эго необходимо, как необходим фундамент, однако исключительная вера в эго может означать неверие в дух и само по себе приводит к рассогласованности. Поэтому юнгианство задается главным вопросом: «В чем смысл?» и видит в любом страдании жажду смысла, вынашивание духа. И отвечает на оператуарность и конформизм - нонконформизмом, на коллективные нормы - индивидуацией, на Логос - Эросом, на Эго - Самостью, на однобокость - соединением противоположностей, на технику и прагматичность - спонтанностью, на науку - искусством, на рациональность - сакральностью и мистикой, а на причинно-следственное - синхронистичностью. Для нашей души, жажды смысла и ее производных - в самый раз.
Осенняя юнгианская конференция "Жажда смысла"

- XII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МААП






МОСКОВСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Российское Общество Аналитической психологии (RSAP, IAAP)
Профессиональная психотерапевтическая лига (секция юнгианского анализа)




24-26 октября 2014 года

XII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МААП



Жажда смысла.

Практика юнгианской психотерапии

С участием Дворы Кучински и Ави Бауманна (Израиль), Клэр Брюа (Франция)





Ави Бауманн - доктор философии, президент Израильского Института юнгианской психологии (IIJP), главный психолог Иерусалимского медицинского центра в прошлом, ныне активно преподает аналитическую психологию и ведет частную практику. Автор книги «Сказки Братьев Гримм как зеркало темной стороны души» (2005), многочисленных статей, редактор сборника «Мистический человек по Э.Нойману». Ави планирует прочитать доклады «Негативные аспекты материнского комплекса», «Роль сына в психологии отца».



Двора Кучински - самый известный и авторитетный юнгианский аналитик Израиля в возрасте около 90 лет (!). Двора, пройдя ужасы Освенцима, эмигрировала из Праги в Израиль, была в анализе с Эрихом Нойманом, став со-основательницей первого юнгианского сообщества в 1958г., а после смерти Ноймана сменила его на посту президента.

См. статью журнала «Сноб» о ней
http://anna-zarembo.livejournal.com/136586.html


Читать интервью Дворы Кучински Генри Абрамовичу



Клэр Брюа - психиатр и юнгианский аналитик с 30-летним клиническим опытом, проходившая обучение в SAP (Лондон), имеющая частную практику в Нанте (Бретань, Франция). Клэр является специалистом по исламской мистике, посвященной и наставником суфийского ордена Инайят Хана. Основатель ордена индийский музыкант Хазрат Инайят Хан в 1913 г посетил Россию, исполнив концерт для императорской семьи. Он основал филиал ордена в России, дружил с Вяч. Ивановым, А.Скрябиным, С.Толстым и многими другими известными фигурами Серебряного Века. Клэр в рамках проекта «Мультиконфессиональные супервизии» проведет супервизии во время конференции.



Ознакомиться с 2 главой из книги Н. Катер«Комплекс Электры в психологии женщины»

К сожалению, Нэнси была вынуждена отменить свой визит.


Специально к конференции мы выпускаем книгу Н. Катер «Комплекс Электры в психологии женщины». Нэнси планирует лекции о комплексе Электры и архетипической психологии. Она приглашает коллег принять участие в первом в истории сборнике статей российских аналитических психологов на английском.

Нэнси Катер - юрист и юнгианский психолог, ученица Дж. Хиллмана, руководитель крупнейшего юнгианского издательства «Spring» с 2003, в котором она выпустила более 80 книг, являясь автором статей и научным редактором многих сборников. Журнал «Spring» был основан в 1941 г. Клубом Аналитической психологии Нью-Йорка (Эстер Хардинг и др. ученики Юнга), а в 1970 перешел под управление Дж.Хиллмана
(http://www.springjournalandbooks.com/).

Юнг

Previous post Next post
Up