Интереснейший с исторической точки зрения городок Иль-де-Франса: свидетели Средневековья, много особняков времен Ренессанса, целых четыре церкви на небольшой Этамп, что после французской революции редкость. Попасть нам удалось во все, хотя, как Вы можете увидеть
на сайте диоцеза Эври, культовые сооружения открыты в разные дни. На самом деле, я списывался с приходами, и мне любезно открыли две церкви, которые в тот день были закрыты.
Немного об истории Этампа.
В эпоху античности на месте современного Этампа располагалось поселение под названием Стампе (Stampae). К 7 веку это название трансформировалось в Этампе (Étampes), и это название уже можно видеть на монетах периода правления Меровингов. Стампе находился на пути, соединявшем Лютецию (Париж) и Ценабум (Орлеан). Эта дорога впоследствии превратилась в одну из главных транспортных артерий французского королевства. По ней также проходил маршрут паломников, шедших поклониться мощам апостола Иакова в испанский город Сантьяго-де-Компостела.
До конца 10 века Этамп сложно было назвать городом в полном смысле этого слова. За его стенами находились лишь несколько небольших кварталов, которые располагались между современными улицами Пти-Панье (Petit-Panier), Сент-Круа (Sainte-Croix), Таннери (Tannerie), Эвезар (Evezard) и Ренар (Renard). Ситуация начала меняться с восшествием на престол Роберта Благочестивого (996). По его указанию в Этампе была отстроена королевская резиденция, вокруг которой начал формироваться новый город. Известный своей набожностью, Роберт повелел также выстроить здесь несколько церквей и часовен. Одновременно начались работы по сооружению каналов, берущих начало в водах рек Луэт и Шаруэт. Они должны были служить для орошения королевских садов. По берегам рек выстроили мельницы и разбили виноградники. В Этампе стали проводить ярмарки.
В 1130 году в жизни города произошло знаменательное событие. Король пригласил сюда архиепископов Реймса, Санса и Буржа, а также епископов и аббатов, среди которых был знаменитый Бернар Клервосский, дабы они высказали свое мнение о том, кто должен занять папский престол. После смерти папы Гонория II два соперничавших кардинальских конклава избрали в Риме сразу двух претендентов на место понтифика: Анаклета II и Иннокентия II. Анаклет изгнал Иннокентия из Папской области и теперь последний пытался получить поддержку у европейских монархов. Постановлением собора в Этампе Иннокентий был признан папой, после чего французский король выступил в его защиту. Следующий король Людовик Молодой, вновь созвал в 1147 г. в Этампе церковный собор, на котором было решено начать приготовления ко второму крестовому походу.
Король Филипп-Август заточил в Этампскую крепость свою вторую жену - Ингеборга Датская, на разводе с которой король настоял через три месяца после заключения брака. Мотивы, по которым Филипп-Август отверг молодую супругу, остались для всех загадкой. Хронисты утверждали, что королева была привлекательна и образована.
В 1298 году король Филипп Красивый выделил из королевских земель графство Этамп для своего сводного брата Людовика д’Эвре, который и стал первым правителем новой сеньории. Впоследствии Карл IV превратил графство в пэрство и передал его своему племяннику Карлу д’Этампу.
В 1411 году герцог Бургундии Иоанн Бесстрашный захватил Этамп и присоединил его к своим владениям. Однако в 1478 году город был возвращен в состав королевского домена.
В 1514 году Этамп получил от короля право на самоуправление и строительство здания городской ратуши.
В 1536 году король Франциск I подарил город и сеньорию Этамп своей фаворитке, Анне де Пислё. Муж Анны, Жан де Бросс, получил от короля титул герцога Этампа. Земли герцогства были расширены за счет присоединения Дурдана и Ла Ферте-Але. После смерти Франциска, его наследник Генрих II отобрал у фаворитки своего отца подаренную ей сеньорию и передал её собственной возлюбленной Диане де Пуатье.
Благополучие вскоре было нарушено религиозными войнами, разразившимися во Франции во второй половине 16 века. На протяжении многих лет, начиная с 1562 года, по город переходил из рук в руки то католиков, то гугенотов. В конечном счете в 1589 году горожане добровольно открыли ворота новому королю Генриху IV и по их же просьбе фортификационные сооружения Этампа были срыты.
В годы Великой французской революции Этамп потерял статус герцогской столицы, превратившись в супрефектуру вновь созданного департамента Сена и Уаза.
1 января 1968 года после разделения департамента Сена и Уаза, Этамп стал супрефектурой вновь образованного департамента Эссон. Город сохраняет за собой этот статус и по сегодняшний день. В настоящее время численность населения Этампа составляет около 22 тысяч жителей.
Разделавшись с историей города, предлагаю перейти к его достопримечательностям.
Выше я упоминал о Филиппе-Августе и его несчастной супруге Ингеборге, которую тот заточил в замке Этампа (Château d'Étampes).
От замка, к сожалению, к настоящему времени сохранился лишь донжон, который известен под именем Башни Гинетт (Tour de Guinette). Он располагается на вершине холма рядом со станцией RER.
Замок появился в эпоху правления короля Роберта I Благочестивого во второй четверти 11 века. В конце того же столетия вокруг него были возведены две крепостные стены.
В 1387 году герцог Жан Беррийский подарил замок своему брату Филиппу II Смелому. В 1412 году силуэт замка и прилегающие городские постройки были запечатлены на страницах «Великолепного часослова герцога Беррийского» миниатюристов братьев Лимбургов.
Замок серьезно пострадал в эпоху религиозных войн 16 века, когда он пережил три осады. В 1589 году Генрих IV разрешил жителям Этампа разобрать его, а камни использовать при строительстве новых домов.
В годы Великой французской революции донжон и прилегавшие к нему территории были проданы как национальное достояние. При новых владельцах прежние постройки были окончательно снесены, а донжон стали постепенно разбирать на строительный материал. В 1859 году город выкупил оставшиеся от донжона руины, с тем чтобы устроить у его подножия парк.
Донжон сложен из песчаника и состоит из четырех этажей. Его высота составляет 27 метров, а диаметр - 70 метров. В плане он имеет редко встречающуюся в военной архитектуре Средневековья форму четырехлистника, который образован за счет выступающих наполовину из плоскости стены четырех башен округлой формы. В центре донжона был вырыт колодец.
Донжон находился посередине насыпной платформы, длина которой составляла 24 метра, а ширина - 13 метров. По периметру платформа была окружена крепостной стеной, протяженность которой превышала 200 метров. Оборону обеспечивали четыре угловые башни. На некотором расстоянии от первой крепостной стены находилась вторая: ее протяженность равнялась 360 метрам. К северо-восточному участку стены примыкала капелла святого Лаврентия, длина которой составляла 36 метров, а ширина - 18 метров. Весь ансамбль завершала окруженная рвом третья крепостная стена многоугольной формы. На огороженной ею территории располагались три жилые постройки, а на восточном участке стены возвышалась галерея, откуда открывался вид на город.
На планы и рекострукции замка и донжона можно посмотреть в теме на моем форуме. Остальные достопримечательности находятся на другой стороне от железнодорожной станции.
Мы продолжили свою прогулку посещением так называемого особняка Дианы де Пуатье (Hôtel Diane-de-Poitiers).
Современные историки отрицают наличие какой-либо связи между знаменитой фавориткой короля Генриха II Дианой де Пуатье и этампским особняком, который носит ее имя. Свое нынешнее название особняк получил в 19 веке.
Здание было построено в 1554 году: эта дата высечена на одной из люкарн фасада, выходящего во внутренний двор. До 1559 года особняком владела Жанна Акт, принадлежавшая к семье местной буржуазии. В 1883 году в здании открылся музей, а столетие спустя - муниципальная библиотека.
Здание представляет собой двухэтажный особняк, который в плане имеет форму буквы «П».
Ренессанс в Этампе представлен также особняком Анны де Пислё (Hôtel Anne-de-Pisseleu).
Сооружение здания относится к первой половине 16 века: на одном из его порталов едва читается дата «1538», которая, по всей видимости, соответствует году окончания строительства.
Сохранились данные о том, что первым владельцем особняка был прево Этампа Гийом Одран. В ту пору здание было известно под названием «Особняк Плато» (Hôtel du Plateau). Впоследствии - в 19 веке - он был переименован в честь фаворитки короля Франциска I Анны де Пислё, которая носила титул герцогини Этампа. Однако историки утверждают, что Анна де Пислё не имеет никакого отношения к этому архитектурному памятнику.
В настоящее время в особняке располагается туристический офис.
Ратуша (Hôtel de Ville):
Жители Этампа получили право самоуправления 1514 году.
В период между 1522 и 1538 годами городские власти приобрели два особняка конца 15 века с целью превратить их в здание Ратуши. В 1851-1853 годах архитекторы Пьер и Огюст Мань перестроили и расширили здание, придав ему форму буквы «П».
В новом крыле в настоящее время действует музей Этампа, в котором представлены подлинники исторических документов, связанных с историей города, различные живописные и скульптурные работы.
Следующая достопримечательность - коллегиальная церковь Богоматери (Collégiale Notre-Dame-du-Fort):
Основание церкви приписывается королю Роберту Благочестивому. Сооружение первого, романского по стилю, здания началось в 1022 году. Оно было построено на месте древней крипты 9 века. В 1125 году в церкви был устроен оссуарий, который в 1130 году почтил своим присутствием святой Бернар Клервосский. Тогда же началось возведение нынешнего здания церкви, которое продолжалось вплоть до 1180 года. В 1513 году оссуарий был преобразован в капеллу Гроба Господня. В 13 веке стены церкви были увенчаны зубцами, характерными для военной архитектуры. Отсюда в названии церкви появилось слово «Fort», означающее «форт, укрепление».
Здание сложено из тесаного камня и известняка. В плане оно имеет форму латинского креста с тремя равновеликими нефами и относится к типу зальных церквей.
В тимпане королевского портала изображено Вознесение Христа, а также 24 старца Апокалипсиса и 14 пророков. В основании портала расположено шесть статуй, обезглавленных гугенотами в 1562 году.
Церковный орган, короб которого выполнен в стиле Возрождения, был установлен в 1587 году, а затем дополнен в 1642 году.
Фреска посвящена популярному в эпоху Возрождения сюжету из цикла Страстей Господних, который описывает встречу Понтия Пилата и Иисуса Христа накануне казни. В иконографической традиции носит название «Ecce Homo» (речь идет о словах, произнесенных Понтием Пилатом об Иисусе Христе: «Се, Человек»).
Витражи церкви входят в число красивейших витражных ансамблей. В северной части трансепта находится так называемый витраж сивилл, датируемый 16 веком. На нем представлено древо Иессеево.
Самое главное сокровище этой церкви - крипта времен Робера Благочестивого. Уникальное сооружение.
Фреска, на которой изображена мученическая смерть святого Иулиана.