Приорство Сен-Мартен-де-Шан (Le prieuré Saint-Martin-des-Champs), Париж (Paris)

Dec 10, 2014 15:52

Сейчас на территории бывшего монастыря находится Музей Искусств и Ремесёл.





Церковь Сен-Мартен-де-Шан построена на месте старой церкви эпохи меровингов. Легенда гласит, что эта церковь была разрушена во время нашествий нормандцев. Точного подтверждения этому нет, но достоверно известно, что в середине XI века Генрих I распоряжается отстроить на этом месте «вторую церковь». Построенная в 1059-1060 годах церковь переходит в 1076 году в ведение ордена Клюни.













Строительство хора клюнийской церкви Сен-Мартен-де-Шан началось при приоре Гуго, занимавшем пост настоятеля с 1130 по 1142 год.

Внутри церкви сохранились капители и фреска:

























С первого взгляда в плане этой церкви разобраться сложно: он несимметричен и лишен четкой геометрической структуры. Зодчий предпринял попытку объединить две различные традиционные формы хора: хор с диагонально расположенными капеллами, длина которых постепенно возрастает, и хор с деамбулаторием. В результате получилось здание с полукруглой апсидой, которую окружает деамбулаторий неправильной формы с рядом капелл. Эти капеллы, по крайней мере с южной стороны, выдвигаются на манер раздвижной подзорной трубы все дальше и дальше к востоку, при этом как бы частично накладываясь в плане друг на друга. Они расположены не вокруг общей центральной оси, как было принято, а выстроены одна за другой - параллельными линиями. Такая структура, образовавшаяся с южной стороны, должна была повториться и в северной части, но по какой-то причине северные капеллы предпочли расположить, как обычно, венцом, в результате чего симметрия здания нарушилась.

При взгляде на своды становится ясно, что хор этой церкви по проекту должен был иметь скорее продолговатую в плане, чем круглую форму. Нервюрные своды, всегда обозначающие особо важные части храма, присутствуют лишь на центральной оси хора, над центральной капеллой и над нишами между ними. Остальные области перекрыты крестовыми сводами или куполами. Центральная капелла заслуживает отдельного рассмотрения. Она больше всех остальных капелл, и внешние стены ее растянуты так, что образуют в плане трилистник. В интерьере эта капелла имеет куполообразную форму и перекрыта, как уже отмечалось, нервюрным сводом, хотя ребра этого свода выполняют не столько конструктивную, сколько декоративную функцию.

В конце XIII века Пьер де Монтрёй спроектировал рефекторий, который сохранился и сегодня является библиотекой.















При Генрихе III был возведен монументальный портал, который обеспечивал доступ во двор приорства. В 1626-м году Франсуа Мансар соорудил в церкви красивый алтарь.

Аббатство просуществовало до Французской революции. В 1794 году аббат Анри Грегуар предлагает Национальному конвенту проект создания Консерватории искусств и ремёсел, целью которого станет «изучение и сохранение машин и инструментов, чертежей, и моделей, книг и различной документации всех существующих искусств и ремёсел». Утверждённая Конвентом Консерватория немедленно становится новой хозяйкой множества конфискованных во время революции частных технических коллекций. После продолжительных поисков помещения для нового музея, в 1798 году коллекции Консерватории выделяется помещение церкви Сен-Мартен-де-Шан.

Постройки XIX столетия:





Аббатства и монастыри, france, Париж

Previous post Next post
Up