Северный французский город с прекрасными площадями, застроенными в стиле фламандского барокко, и ценнейшим музеем Изящных Искусств.
Город Аррас был основан в конце 1 тысячелетия до нашей эры кельтским племенем атребатов (Atrebates) на холме Бодимон (Baudimont). Тогда он носил название Неметакум (Nemetacum) или Неметоценна (Nemetocenna), которое происходило от слова nemeton - «священная роща».
В 6 веке в городе было организовано епископство, а в 685 году святой Ведаст основал аббатство, которое во время правления франкских королей из династии Каролингов (вторая половина 8 - конец 10 века) превратилось в очень богатое бенедиктинское аббатство святого Ведаста (Saint-Vaast). Современный город Аррас первоначально рос вокруг аббатства как торговый город, специализирующийся на зерне.
При Каролингах Аррас был столицей графства Артуа, но в 932 году Артуа оказалось в составе графства Фландрия без титульного выделения, и, соответственно, Аррас стал принадлежать графам Фландрским, передававших его по наследству своим потомкам.
Хотя обработка шерсти и изготовление шерстяных тканей появились в Аррасе в 4 столетии, собственно шерстяная промышленность стала развиваться с конца 11 века, и осталась ведущей отраслью производства в течение всего Средневековья.
В начале Высокого Средневековья Аррас был разделен на две части: городок, зависевший от епископа, и город, принадлежавший графу Фландрии. Городской замок был резиденцией наместника, представлявшего интересы графа в Аррасе. Именно в эту эпоху жители Арраса организовали городскую коммуну, которая в период правления графа Фландрии Филиппа Эльзасского (1168 - 1191) получила Устав города.
В 1180 году Филипп Эльзасский выделил Аррас с округой (Артуа) в качестве приданного для своей племянницы Изабеллы Геннегау по поводу её бракосочетания с французским королём Филиппом II Августом. В том же году французский король предоставил городу коммерческую хартию, в результате чего Аррас стал важным центром международного банковского дела и торговли. В 1190 году Изабелла Геннегау умерла, а на следующий год по договору в Аррасе Артуа, как и весь современный департамент Па-де-Кале, вошёл в состав королевского домена (личного владения короля Франции), а город Аррас перешёл под управление короля Франции, который в 1194 году подтвердил его коммунальные привилегии и льготы. Граф Фландрии Бодуэн IX в 1196 году безуспешно пытался отвоевать Артуа. Тем не менее, по заключённому 2 января 1200 год договору в Перонне Артуа был передан назад в состав Фландрии.
В начале 13 века между Францией и Фландрией, которую поддержали Англия и Германия, разразилась война, закончившаяся разгромом англо-фламандско-немецкой коалиции 27 июля 1214 года в Битве при Бувине. В апреле 1226 года между Фландрией и Францией в Мелюне был заключён договор, по которому Артуа вместе с Аррасом вошёл в домен короля Франции.
В 1237 году король Франции Людовик IX Святой сделал Артуа графством и отдал в ленное владение своему брату Роберту I Храброму, а Аррас стал столицей графства. В дальнейшие полтора века город наследовали потомки Роберта I. В 1382 году Аррас унаследовал от своей матери, графини Артуа, граф Фландрии Людовик II Мальский, а после его смерти в 1384 году - его дочь Маргарита III, которая ещё в 1369 году вышла замуж за герцога Бургундии Филиппа II Смелого (1342 - 1404). Таким образом, Аррас вместе с графством Артуа оказался в составе Нидерландских владений Бургундского дома. Получив Аррас, герцог Филипп Смелый подтвердил все городские льготы и привилегии, и подобную клятву давали все последующие герцоги Бургундии, являвшиеся одновременно и графами Артуа.
Благодаря шерстяной промышленности к 14 веку Аррас получил международную славу и значительное богатство от широкой торговли шерстяными тканями по всей Европе. Гобелены из Арраса были известны в Италии под названием «arrazi» и в Англии просто под названием «аррас». В Польше в королевском замке в Кракове находится большая коллекция гобеленов из Арраса эпохи Ренессанса (более ста деталей). По легенде, у предводителя монголов Чингисхана также были гобелены из Арраса. Богатство и благосостояние Арраса способствовали тому, что город стал важным культурным центром региона.
В 1493 году по договору в Санлисе графство Артуа было передано Габсбургам, и Аррас таким образом перешёл к Габсбургам и оказался в составе принадлежавших им Нидерландов.
В 16 - первой половине 17 века Франция неоднократно и безуспешно пыталась вернуть себе Артуа. По Мадридскому договору 1526 года между королем Франции Франциском I и королём Испании Карлом V Габсбургом по итогам войны 1521 - 1525 Артуа осталась за Габсбургами. После раздела владений Габсбургов в 1555 году Нидерланды перешли под власть сына Карла V Филиппа II, ставшего в 1556 году также и королём Испании. В 1559 году в Като-Камбрези между Францией и Испанией был подписан мирный договор, положивший конец Итальянским войнам 16 века. По нему Артуа вместе с Аррасом осталось за Испанией.
В ходе развернувшейся с 60-х годов 16 века в Испанских Нидерландах национально-освободительной борьбы против испанского господства Аррас не переставал находиться во власти волнений и народных бунтов, которые сотрясали Нидерланды того времени. Но к концу 70-х годов происпански настроенное дворянство, городской патрициат, бюргерство и купечество южных католических провинций Нидерландов склонилось к поддержке Испании. В январе 1579 года в Аррасе их представители подписали соглашение о неприкосновенности католицизма и сохранении власти Филиппа II над Нидерландами. Это соглашение (т. н. «Аррасская уния») было ратифицировано штатами южных областей Нидерландов, в том числе и Артуа. В ответ представители протестантских провинций в том же году заключили «Утрехтскую унию» о продолжении борьбы с Испанией, а в 1581 году Филипп II был объявлен низложенным в северных провинциях Нидерландов.
В ходе начавшейся в 1635 году Франко-испанской войны в июне 1640 года Аррас был осаждён армией короля Людовика XIII. Направленные на помощь аррасскому гарнизону испанские войска были отброшены, и после продолжительной осады Аррас вынужден был капитулировать. Попытка завладеть Аррасом, предпринятая испанцами в 1654 году, не удалась вследствие победы французов 24-25 августа. По условиям Пиренейского мира, заключенного кардиналом Мазарини от имени Людовика XIV 7 ноября 1659 года, графство Артуа вместе с Аррасом остался за Францией. После этого Аррас был включен в состав Фландрии, а в 1765 году он стал столицей губернаторства Артуа.
Башня Беффруа находится на Площади героев. Высота башни чуть больше 75 метров. Башня строилась с 1463 по 1554 годы, достраивалась в 1572 и 1658 годах. Беффруа был признан историческим памятником в 1840, с 2005 он входит в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
В декоре башни присутствуют готические элементы, есть что-то от ренессанса, что-то от эпохи Наполеона III. Архитектура Беффруа несёт на себе фламандский оттенок, не случайно искусствоведы сравнивают её с беффруа Антверпена. При Людовике XIV, окончательно присоединившим Аррас к владениям французской короны, на башне был установлен двухметровый золотой лев. Лев держит солнечный диск - в честь Короля-Солнца.
В ходе бомбардировок в Первую мировую войну диск пострадал и был заменён копией. Оригинал скульптуры выставлен в Музее изящных искусств Арраса. Пострадало и само здание. Оно было восстановлено в первоначальном облике. Правда, поменялись материалы: вместо песчаника использовали бетон. Та же судьба постигла городскую ратушу, к которой примыкает башня.
Первоначально башня использовалась как сторожевая. Она была построена на средства городской коммуны. Раньше лестница насчитывала 364 ступени. Сейчас их, к счастью, всего 43, дальше можно подняться на лифте. Сейчас в башне находится зал часов (часы с боем установлены ещё в 16 веке, реставрировались в 2000 году, бьют каждые 15 минут). Колокола Беффруа (общим числом 40) весят почти 6 тонн. В первую субботу месяца устраиваются концерты с колокольным звоном.
Ратушу пристроили к Беффруа в начале 16 века. Работы проводил архитектор Матье Мартан. Центральный зал ратуши декорирован фресками с городской символикой, в частности, здесь есть изображения крыс (крыса - главный символ Арраса с начала 14 века). Они же присутствуют в рисунке кованых балконных ограждений. Парадный зал ратуши украшают великолепные резные панели. Сейчас в здании располагается муниципальный совет и экспозиция, посвящённая истории города.
В Ратуше:
Статуя Маго д'Артуа в ратуше Арраса:
Площадь героев - одна из двух красивейших площадей Арраса. Она была названа в 1945 году в честь участников движения Сопротивления, погибших в ходе фашистской оккупации. Она имеет более строгий архитектурный облик. Фасады выходящих на неё зданий также решены в стиле фламандского барокко, характерного для Северной Европы. Фламандское влияние на этот регион закономерно - до 12 века Аррас был собственностью графов Фландрских, а в состав французского государства город вошел лишь в середине 17 века.
Особняки примыкают друг к другу, и фасады, украшенные колоннами и перетекающие один в другой, смотрятся одной волной. Первые этажи зданий заняты магазинами и кафе. Существует традиционное разделение: на Малой площади в основном питейные заведения, а вот если хочется плотно поесть, надо возвращаться на Большую. Приятно прогуляться по галереям с аркадами. Каждую неделю по средам здесь разворачивается овощной и мясной рынок (на Большой площади по субботам продают текстиль). На южной оконечности площади находится городская ратуша с башней Беффруа.
На беффруа Арраса можно подняться и насладиться прекрасным видом, который открывается на город:
Площадь Героев с беффруа:
Вид на собор и аббатство Святого Ведаста, о которых я расскажу позднее:
С беффруа открывается вид и на вторую площадь Арраса - Большую площадь, на которой стояло большое число машин и которую с земли я не фотографировал. Это одна из главных площадей города. С 11 века Большая площадь была центром торговли; в наши дни это прежде всего туристическое место. Сюда приезжают посмотреть на здания в стиле фламандского барокко, распространившегося в этом приграничном регионе под влиянием архитектурных традиций соседних стран.
На площадь выходят фасады 155 особняков, считая фасады соседней Площади героев, большая часть которых датируется 17 - 18 веками. Преимущественно они принадлежали состоятельным торговцам.
Интересны конструктивные особенности этих зданий: они имеют деревянный каркас. Постройки такого рода встречаются довольно редко. К фламандской архитектуре отсылают характерные островерхие крыши. Щипцы крыш, кстати, имеют разную высоту. Ещё один занимательный элемент декора - колонны, отделанные керамической плиткой. Колонны придают особнякам величественности. Фасады украшены вывесками, вырезанными из камня, на которых изображены колокола, шлемы, снопы зерна - в зависимости от того, чем торговал владелец. На некоторых, если приглядеться, можно рассмотреть фигурки, позволявшие отличить один дом от другого, - три петушка на номере 9, кит на 64. На нижних этажах, где раньше находись купеческие лавки, сейчас расположены кафе, магазины и картинные галереи. Под многими домами - по несколько уровней старинных винных погребов.
Некоторые дома были разрушены в ходе Первой мировой войны (Аррас находился всего в 10 км от линии фронта). Впоследствии они были реконструированы в первозданном виде. Реконструкцию развернули сразу после окончания войны, в 1918 году. Здания восстанавливали буквально камень за камнем.
В 1790 году именно на Большой площади Арраса проходил так называемый праздник Федерации (посвящённый объединению нации), предвосхитивший аналогичное событие на Марсовом поле в Париже.
Кафедральный собор Арраса:
До революции в Аррасе находился большой старинный собор Нотр-Дам-ан-Ситэ XI века. Он был разрушен во времена революции.
Нынешний кафедральный (со времен Наполеона I) собор замыкает комплекс аббатства с юга. Собор вместе с другими постройками комплекса восстанавливали в 18 веке по плану Пьера Контана Иври и Жана Франсуа Лаббе. Первоначально архитектор предлагал этот план для церкви святой Марии Магдалины в Париже. Предполагалось, что у собора будет колокольня (она должна была располагаться за апсидой), но её так и построили - не хватило денег, работы были остановлены в 1833 году. Здание было повреждено в Первую и Вторую мировые войны.
Собор в плане представляет собой латинский крест. Единственный неф состоит из шести пролётов, хор из четырёх. Высота сводов 32 метра. Интерьер соответствует канонам строгой классики. Собор в целом напоминает античный храм, залы с коринфскими колоннами производят величественное впечатление.
В нефе стоят скульптуры 19 века, привезённые из парижского Пантеона. Здесь же находится кафедра, украшенная статуями Христа в окружении учеников и статуями четырёх евангелистов. Место епископа Арраса находится слева от мраморного алтаря. Витражи представляют епископов и аббатов Арраса.
В южном рукаве трансепта в часовне слева изображены виды Вифлеема. В часовне справа находится полотно «Воскресение Христа» художника Жоржа Десвальера (начало 20 века). Над исповедальнями размещён цикл картин, повествующих о жизни и деяниях святого Ведаста.
В северном рукаве трансепта можно полюбоваться гобеленами. В правой капелле стоят 6 рак с мощами святых, в том числе самого святого Ведаста.
Слева находится баптистерий. В капеллах хора находятся могилы епископов собора. Купол украшают фрески с изображением жития Девы Марии.
Аббатство святого Ведаста (Abbaye Saint-Vaast):
Бенедиктинское аббатство святого Ведаста находится на холме Мадлен. Оно было основано в 667 году. Вокруг него, на берегу реки Криншон, выросла деревня, а впоследствии и город, будущий Аррас.
Согласно легенде, святой Ведаст, преподававший королю франков Хлодвигу I основы вероучения, отправился в Аррас обращать язычников в христианство. Он увидел, что город в запустении, а церковь заброшена, и взялся восстанавливать здание. Тут к нему пришли жители города и стали просить о помощи: громадный медведь держал в страхе всю округу, нападал на людей и задирал скот. Ведаст не испугался чудища и приказал тому, именем Бога, оставить эти края. Медведь, якобы, повиновался.
У Ведаста появились ученики, вместе они заново отстроили церковь, ставшую впоследствии главной постройкой аббатства. Также была построена часовня, на том месте, где Ведаст увещевал медведя. Святой умер в 540 году и был похоронен в аббатстве, в той самой часовне. Веком позже к мощам святого стали стекаться паломники; многие из них остались здесь в качестве монахов.
В 8 веке аббатство было разрушено пожаром, но вскоре было реконструировано по указу Карла Великого. Кстати, в 10 веке аббатом здесь был будущий король Франции, основатель династии Капетингов Гуго Капет.
К 18 веку аббатство пришло в упадок и требовало капитальной реконструкции, которая и была проведена кардиналом Роаном. При Наполеоне I в аббатстве стали проводить службы епископы Арраса, так как старый кафедральный собор города сильно обветшал. В наши дни аббатство известно, прежде всего, как крупнейший религиозный ансамбль Франции 18 века.
В аббатстве находятся Музей изящных искусств и городская библиотека, где хранятся более 1000 рукописей.
Музей трёхэтажный. На первом этаже выставлены археологические находки и произведения средневекового искусства, в частности, надгробные памятники. На втором этаже экспонируется французская живопись 18 века, а также работы фламандской и голландской школы. На третьем этаже можно полюбоваться французскими пейзажами 19 века (в частности, Дютиё и Коро, который часто бывал в Аррасе) и историческими картинами этого периода. Здесь же выставлена керамика.
В коллекции живописи есть полотна Рубенса, Лебрена, Ватто, Делакруа и других художников. Особое внимание следует обратить на полотно «Святой Франциск принимает стигматами» Рубенса (1615) и «Ивовую рощу в Сен-Катрин под Аррасом» Камиля Коро (1855), а также скульптурную группу «Ангелы Содмон» (около 1260).
У музея представительная коллекция крупноформатной религиозной живописи 17 века. Жемчужина собрания - большие картины на религиозную тематику, которые были преподнесены в дар собору парижской Богоматери гильдией ювелиров. Каждая картина сопровождалась текстом поэмы, посвящённой Деве Марии. Всего было создано 76 картин, часть из которых попала в Аррас.
В музее можно полюбоваться знаменитыми аррасскими гобеленами, которыми город прославился в 15 веке. Эти гобелены сотканы на станках с вертикально натянутой основой.
В музее хранится статуя Пречистой Девы с Младенцем, которая была выполнена по заказу Маго д'Артуа Жаном Пепином де Юи в 1329-м году для женской обители в Жоснэ. Графиня за эту работу заплатила мастеру тридцать ливров.
В январе в музее проходила выставка карет, которые привезли из Версаля.
Макет коронационной кареты Людовика XV:
Коронационная карета Карла X:
Катафалк Людовика XVIII: